В проекте Минтранса по учету и идентификации средств индивидуальной мобильности есть также положения об ограничении скорости, активации на «Госуслугах» перед поездкой, установка дорожных знаков специально для СИМ. Останутся ли электросамокаты и подобные им средства передвижения такими же привлекательными после всех этих нововведений?
Каждому самокатчику — по госномеру. Минтранс разместил для публичного обсуждения проект, которым вводится реестр учета и идентификации средств индивидуальной мобильности. Проще говоря, самокаты получат номера, подобно автомобилям.
Параллельно пользователям планируется ограничить скорость рядом с пешеходами — не больше 10 километров в час — и установить для СИМ дорожные знаки.
По замыслу Минтранса, нужно создать реестр СИМ — электросамокатов, электрических мопедов, моноколес и других устройств на электротяге. Вносить туда сведения, идентифицирующие конкретное устройство, можно будет дистанционно, через приложение на мобильном. Все данные будут находиться в региональной информационной системе. А перед началом поездки пользователю нужно будет авторизоваться через «Госуслуги».
Правда, тут возникает несколько вопросов. В прошлом году появились рекомендации об обязательной маркировке СИМ, ввозимых для продажи в России. Также есть проект сертификации самокатов, куда входит установка маячка ЭРА-ГЛОНАСС. Но что делать и как идентифицировать самокаты тем, кто их купил раньше? А таких немало. У экспертов пока нет ответов на эти вопросы.
Дальше возникает еще один вопрос — электросамокаты есть и у детей. От семи до 14 лет им можно самостоятельно кататься по велодорожкам и в пешеходных зонах. Как в этом случае увязать это с «Госуслугами» и госномерами? Говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов:
Петр Шкуматов координатор движения «Синие ведерки» «Поскольку средство индивидуальной мобильности, которое находится в частной собственности, не имеет регистрационных признаков, не имеет номера, не имеет вообще ничего и у нас отсутствует специальная служба, которая следит за движением электросамокатов, то пользоваться этими частными электросамокатами, электровелосипедами, электроскейтбордами, моноколесами может кто угодно, как угодно в любом возрасте и в любом, наверное, состоянии. Никто из самокатчиков правила дорожного движения особо не читал, ездят как получится. Но если владельцы частных электросамокатов будут идентифицированы, то детям на таких устройствах, которые подлежат регистрации, кататься будет нельзя».
Также ведомство предлагает установить для пользователей СИМ различные дорожные знаки. И уточнить правила остановки и стоянки. Но кто будет отслеживать нарушителей?
Наконец, с новостью о появлении госномеров и дорожных знаков у, например, автомобилистов возникают ассоциативные вопросы. А нужно ли будет в таком случае сдавать на права? А не появится ли у самокатов аналог ОСАГО? А не расширят ли на них транспортный налог?
Минтранс также предложил ограничить скорость СИМ рядом с пешеходами до 10 километров в час. Это меньше скорости бегущего человека. Под ограничение подпадут также велосипедисты, владельцы электромопедов и самокатчики. А учитывая, что в мегаполисах пешеходов везде довольно много, возникают сомнения в дальнейших перспективах владения теми средствами передвижения, которые еще недавно столичные власти продвигали как альтернативу автотранспорту. В сложном положении окажется и кикшеринг, отмечает пресс-секретарь компании Whoosh Денис Балакирев:
Денис Балакирев пресс-секретарь компании Whoosh «Наверное, не очень правильно объединять все парки, все скверы или. как в данном случае, все места, где есть пешеходы, потому что пешеходы есть везде в городе. Вводить везде ограничение скорости до 10 километров в час — это, конечно, путь к тому, чтобы совершенно поломать транспортную модель использования электросамокатов. Для того чтобы пользователь оставил дома автомобиль и пересел на электросамокат, когда едет по делам, необходимо, чтобы он добрался до места назначения быстрее, чем пешком или на автомобиле по пробкам. Поэтому очевидно, что скоростные режимы необходимо сочетать».
В целом кикшериновые компании считают изменения, предложенные Минтрансом, слишком значительными для отрасли и еще только готовят встречные предложения.