ДомойОбществоС 1 сентября вступает в силу запрет на использование учениками телефонов в...

С 1 сентября вступает в силу запрет на использование учениками телефонов в школе

Закон был принят в декабре 2023 года, и он запрещает использование мобильных во время уроков, за исключением экстренных ситуаций вроде опасности для жизни и здоровья. Как подготовились к воплощению закона школы к началу нового учебного года?

«Телефон получишь в конце урока». С 1 сентября в силу вступает закон о запрете использования школьниками мобильных во время занятий. Исключения составят экстренные ситуации, связанные с возникновением опасности для жизни или здоровья учащихся и работников общеобразовательной организации. Приняты ли какие-то меры в школах в преддверии нового учебного года?

Инициатива о запрете смартфонов на уроках вышла в публичное поле в октябре. Указывалось, что гаджеты отвлекают от учебы, препятствуют живому общению и отдыху на переменах, роняют авторитет учителя. В первом чтении предлагалось разрешить детям использовать смартфоны на уроках лишь в учебных целях. Например, пройти тест или снять что-то для проекта. Но председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что эта формулировка вызвала вопросы у родителей и учителей. Видимо, потому, что такого рода ограничения трудно проконтролировать. И ко второму чтению пользоваться телефоном в образовательных целях тоже решили запретить.

Запрет на мобильники и так есть сейчас во многих российских школах. Дети перед уроками могут сдать телефон учителю или просто знают, что доставать его из портфеля во время учебы нельзя. Третий год смартфоны запрещены в школе № 117 в Москве и запрет показал свою эффективность, рассказывает ее директор, заслуженный учитель Ирина Бабурина. Дети с утра сдают телефоны классному руководителю. Если есть необходимость связаться с родителями на перемене, то телефон выдается. И в конце дня дети забирают свои смартфоны. Поэтому для них с 1 сентября ничего не изменится, говорит Ирина Бабурина:

Ирина Бабурина директор школы № 117, заслуженный учитель России «Знаете, как приятно ходить по коридорам школы, видеть, что дети не сидят все с телефоном, а сидят с книгами, повторяют материал перед началом урока и так далее? Сначала это все воспринималось в штыки. Пришлось проводить очень серьезную работу, но результат был хороший. Я считаю, что учебно-воспитательный процесс — это не только уроки, это и перемены. Перемены, в общем-то, небольшие, дети должны успеть поесть, перейти в другой кабинет, приготовиться к уроку. Им некогда в это время сидеть в TikTok. В нашей школе такая система существует. Я думаю, она себя вполне оправдывает. У нас прекратились пропажи телефонов, нет никаких скандалов, кто кого снял».

Кроме того, гаджет в руках школьника нервирует учителя. В Cети вирусилось немало кадров, снятых учащимися, где преподаватель представал в неприглядном виде. Впоследствии часто выяснялось, что педагог стал жертвой намеренной провокации.

Читать также:
В России престиж рабочих специальностей растет год от года

Что же касается экстренных ситуаций, проблем со здоровьем и так далее, то у ряда учителей возникает вопрос: как это отследить? А если родителям нужно срочно связаться с ребенком? Тоже неясно, как поступать. К тому же сейчас для многих школьников телефон — это средство для решения учебно-организационных вопросов. У класса есть общий чат с классным руководителем, в котором, например, сообщается информация о замене кабинета, переносе или отмене урока.

По мнению преподавателя физики из Ногинска, учителя года — 2009 Вадима Муранова, закон очень спорный. Во-первых, неясно, как его исполнение контролировать и проверять. Во-вторых, как это соотносится с правом на частную собственность? Муранов считает, что к проблеме нужно подходить серьезнее. Например, как-то модернизировать образовательный процесс, делать его более динамичным и насыщенным. Ведь если детям интересно, они не будут сидеть в смартфоне:

Вадим Муранов учитель физики, учитель года — 2009 «На мой взгляд, этот запрет лишь показатель того, что современная школа, видимо, недостаточно современная. Не справляется с современными вызовами, не получается у школы, к сожалению, выстроить уроки так, чтобы дети отложили на это время свои телефоны. Нужно подстраиваться под современный мир, а не пытаться идти против течения. Мы сейчас отберем телефоны у детей, но, если уроки по-прежнему останутся такими же скучными, это же ни к чему не приведет. Тройка «ученик, учитель, родитель» снова будет звенеть от напряжения. Я очень переживаю за педагогов, которых все это коснется. И им придется очень серьезно думать над тем, во-первых, как отобрать этот телефон, чем заменить этот телефон и как найти общий язык с родителями в этой ситуации. Это очень сложная задача, я думаю, что это очередная бессмысленная нагрузка на учителя».

Хотя запрет на личные гаджеты принят, детали законодатели не прописали. Как и кто должен хранить телефоны, часто очень дорогие? Какие санкции будут наложены на нарушителей? По словам представителей Госдумы, школы сами решат, как запрет на смартфоны будет реализован на практике, в том числе когда детям будут выдавать телефоны — на переменах или после уроков.

Поэтому в тех школах, где контроль все же будет осуществлен, фраза «Достаем двойные листочки и убираем со стола все лишнее» будет актуальна как никогда.

Похожие статьи

Новое на сайте