Беспилотные поезда уже довольно давно используются в транспортных системах ряда стран мира. Какие перспективы массового запуска автономных электропоездов есть в Москве и не будут ли бояться пассажиры ездить на них?
РЖД запустили первый автоматизированный электропоезд для перевозки пассажиров. Пока частично беспилотный — машинист будет находиться в кабине. «Ласточка» будет курсировать по Московскому центральному кольцу.
Визуально разницы между обычной и частично беспилотной «Ласточкой» практически нет. Единственное — на беспилотнике сверху кабины установлены специальные датчики для автоведения, а на вагонах приклеены стикеры с надписью «Управляется автоматически». Внутри висит баннер «Двойной контроль безопасности: робот + машинист». «Ласточка» будет ездить на МЦК регулярно в общем потоке обычных поездов.
Электропоезд полностью управляется автоматикой: с помощью нейронных сетей она самостоятельно оценивает ситуацию, принимает решения и выполняет необходимые действия. Состав едет сам, но машинист по-прежнему находится в кабине для контроля движения и открытия/закрытия дверей во время посадки и высадки пассажиров. В РЖД сообщили, что испытания бортовых систем и технического зрения для электропоезда планируется завершить до конца 2024 года, после чего он сможет управляться в полностью беспилотном режиме, без машиниста.
Руководитель и администратор общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль считает, что как пилотный проект — это прекрасная демонстрация возможностей, но в масштабировании сомневается:
Константин Крохмаль руководитель и администратор общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» «Я считаю, что на этом пилотном поезде все и остановится. Я не верю в массированное тестирование, в массированное производство. Это не нужно. Это та опция, которая не оправдывается. У нас еще очень много в России электричек с деревянными сиденьями, которые красят дешевыми красками. Нужно решать вопрос комплексно. На технологический прорыв это не тянет. Если бы эта новость прозвучала лет, например, 15 назад, 17, да, это был бы технологический прорыв. Но сейчас работа в стадии догоняющего, когда уже весь цивилизованный мир давно на беспилотниках, но РЖД могут использовать, показать, что действительно Москва развивается к лучшему, но я думаю, что граждан уже этим не удивить».
В мировой практике такие решения уже реализованы. Например, в китайских Гонконге, Шэньчжэне и Гуанчжоу полностью беспилотные поезда курсируют в метро. В первом и последнем вагонах, где должен сидеть машинист, — окна. Пассажиры могут наблюдать через лобовое стекло тоннель и рельсы. Автоматизирована вся система поездов и в Дубае. Постепенно она внедряется в Париже. В метрополитенах Сеула, Пекина, Мадрида, городах Италии, Швейцарии, США, Венгрии, Дании и Германии ходят беспилотные поезда с машинистом, который контролирует работу системы.
По словам представителей РЖД, перед запуском «Ласточки» были учтены все нюансы для обеспечения максимальной безопасности пассажиров. Созданы десятки различных сценариев нештатных ситуаций; автопилот и система умного зрения реагируют на них раньше, чем машинист.
Но все же некоторые побаиваются садиться в беспилотный электропоезд. Эксперты успокаивают: МЦК — обособленная путевая конструкция, там никаких препятствий к использованию беспилотного вождения не может быть. Научный руководитель института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин полагает, что как инженерный эксперимент это очень интересно, а вот как переход к реальной транспортной практике — здесь все зависит от ситуации на рынке труда:
Михаил Блинкин Научный руководитель института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «Я не думаю, что наш рынок труда устроен таким образом, что замещение машиниста роботом было бы эффективнее с точки зрения чистой экономики транспорта. Что мне дешевле использовать, машинистов или держать дополнительный штат, центр централизованного управления. При уровне московских зарплат, я не думаю, что есть уж такая критическая ситуация с машинистами. Ну прибавим немножко зарплату, найдутся люди. Что касается пассажиров, ну мне как пассажиру, а не как транспортному ученому, честно говоря, я бы даже не задумывался, кто у меня там водит. Потому что любой здравомыслящий москвич сообразит, что раз это запустили, ну, наверное, испытали, проверили все необходимые механизмы. Я не думаю, что здесь будут хоть какие-то психологические препятствия, ведь это замкнутая система, она еще кольцо. У них обособленные путевые конструкции, у них есть центр управления».
Впервые в мире полностью беспилотные поезда начали курсировать на одной из линий сингапурского метро в 2003 году. К настоящему времени открыто еще несколько. Но в 2018-м руководство метрополитена отказалось от такого формата, так как автоматическая система приводит к постоянным сбоям в движении.
Теперь в поездах находятся операторы-машинисты. Не столько для спокойствия пассажиров, сколько для оперативного реагирования на различные происшествия.