В него включены последние события, включая СВО и теракт в «Крокус Сити Холле». Заниматься по нему студенты неисторических специальностей будут уже с 1 сентября
С 1 сентября вузы получат новый учебник по истории России. Он адресован студентам неисторических специальностей и охватывает основные этапы истории страны от древности до наших дней.
В учебнике теперь есть параграф о спецоперации на Украине, взрыве на «Северном потоке» и теракте в «Крокус Сити Холле». Ответственным редактором выступил директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук Юрий Петров. В аннотации подчеркивается, что учебник разработан с учетом современных подходов к изучению истории России и при участии ведущих вузов страны.
Историк, заслуженный учитель России Александр Снегуров считает, что для объективной научной картины преподавание истории не должно проводиться по горячим следам:
Александр Снегуров историк, заслуженный учитель России «Я бы рекомендовал доводить базовое, фундаментальное изучение истории до начала XXI века, поскольку события последующего времени еще пышут эмоциями и чрезмерностью трактовок. И здесь может быть два основных сценария: представлять эти трактовки во всем многообразии или их отмести и выбрать какую-то одну линию безоговорочно. В вузе одна безоговорочная линия недопустима, потому что история — это все-таки площадка, платформа, на которой должны вестись дискуссии. Для изучения истории, на мой взгляд, требуется критический подход, еще какие-то версии. Да, каждый день становится историей, но все-таки наука история формируется не так быстро, как некоторые представляют. Наверное, все-таки изучаться должна именно историческая наука. Опора только лишь на один учебник — это отношение к истории как к какой-то обструганной доске, а не к прекрасному дереву с ветвями и корнями».
Учебный том содержит более 500 страниц, 22 главы и 118 параграфов. Внешнеполитическим фактам 2014-2022 годов и специальной военной операции посвящен последний параграф. В нем говорится о целях и задачах СВО, об истории вхождения новых регионов в состав России и ряде совсем свежих событий.
Учитель истории и обществознания школы № 29 города Химки Григорий Назаров считает, что в учебниках нужно фиксировать все и сразу, а оценки расставят уже будущие поколения:
Григорий Назаров учитель истории и обществознания школы № 29 города Химки «Безусловно, нужно писать и то, что происходит сегодня, потому что наш разговор через пять минут тоже станет историей. И то, как мы с вами будем его объяснять, кто кого может критиковать — это уже задача будущих исследований, а ключевая задача современников, которые живут здесь и сейчас, — зафиксировать, что это событие было и оно крайне важное. С этой точки зрения последний пример: президент буквально на этой неделе был в том числе в Беслане, и как школьный учитель я вам хочу сказать, что ребята шестого-седьмого класса об этой трагедии могут не знать ничего. Для ребят сегодняшнего дня это неизвестное событие, и если бы оно в 2004 году не было бы включено в учебники, которые вышли под редакцией в 2005 году, то мы бы просто имели огромную опасность событие забыть, пропустить, не заметить, посчитать его неважным и ненужным. Мы живем в большом современном мире, крайне турбулентном, каждое государство этого большого мира имеет полное право оценивать события так, как видит, понимает, чувствует и считает важным. Это делают абсолютно все страны мира, и я не вижу затруднений в том, чтобы мы давали внятную, четкую, понятную оценку событий, даже последних событий, с точки зрения ключевых приоритетов развития нашей страны сегодняшнего дня».
Новый базовый учебник по истории России для студентов неисторических специальностей полностью подготовлен к выпуску издательством «Наука». Как сообщил ТАСС его директор Николай Федосеенков, учебник для вузов подготовлен в цифровом виде, однако все желающие смогут приобрести его и в печатном варианте.