Техвузы смогут потребовать от абитуриентов сдать физику, а не профильную математику. А для учебы на педагога нужно будет сдать экзамен именно по тому предмету, который в дальнейшем планируется преподавать. Правила начнут действовать с 2025 года
Минобрнауки обновило список экзаменов, необходимых для поступления в вузы. Новые правила начнут действовать с 2025 года. Соответствующий проект приказа ведомство выложило на портале нормативных правовых актов для общественного обсуждения. Технические вузы смогут потребовать от абитуриентов сдать физику, а не профильную математику. А для учебы на педагога нужно будет сдать экзамен именно по тому предмету, который в дальнейшем планируется преподавать.
Перечень может начать действовать уже с 2025 года, и тогда нынешним одиннадцатиклассникам придется поступать по новым правилам. Комментирует директор петербургского лицея № 369 Константин Тхостов:
Константин Тхостов директор петербургского лицея № 369 «Сдавать профильные экзамены будущим учителям-предметникам — это давно назревшая необходимость. В частности, нельзя сдавать обществознание, используя только принцип поступления в педагогическое высшее учебное заведение. Нет, если мы говорим, что это будущий учитель физики, он обязательно должен сдавать предмет, который будет вести и передавать детям, — это физику. То же самое, если мы говорим об учителях биологии, странно требовать экзамен по обществознанию у того, кто будет погружать ребят в мир биологии, тем более в XXI веке, когда биотехнологии, когда все, что связано с медициной, требует отточенных фундаментальных знаний, без которых учитель действительно не может пройти профотбор на занимаемую должность. Что касается инженерных специальностей, действительно, смешно говорить о них без знания фундаментальной физики. Это не спешка, об изменениях в системе поступления говорилось еще год назад. Кто внимательно слушал и понимал к чему стремиться, у того проблем не возникнет. Школа не готовит к ЕГЭ, ЕГЭ — это вступительный экзамен в высшие учебные заведения, основанный на фундаментальных знаниях. Если школа честно исполняет свою работу, а семья любит и поддерживает своих детей, то у ребят никогда никаких проблем не возникнет. Если мы играем в угадайку — ой, мы не ожидали, — тогда могут быть сложности».
Русский язык остается обязательным экзаменом. А, например, физика сейчас является обязательным вторым испытанием только для пяти направлений, связанных с фундаментальной наукой. Теперь министерство расширяет вариативность, и вузы смогут установить физику в качестве второго экзамена еще для 138 специальностей. В большинстве случаев замещение может быть произведено за счет профильной математики, которая в таком случае станет третьим вступительным испытанием.
Изменения обсуждали, но сроки введения оказались чрезвычайно короткими, поэтому нынешним одиннадцатиклассникам придется довольно сложно, говорит профессор, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:
Ирина Абанкина профессор, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ «Есть и другие изменения, в том числе [касающейся] математики на многие специальности, которые до этого старались выбирать те, кто хотели идти не совсем по гуманитарному профилю, скорее по общественным наукам. Например, государственно-муниципальное управление, на которое не требовалось сдавать математику. Если ребята хотели не совсем гуманитарное, например философия, филология и история, журналистика или юриспруденция, а больше связанное с управленческой деятельностью, то, например, на государственно-муниципальное управление профильной математики не требовалось. И сейчас эти ребята уже в 11-м классе должны будут готовиться к профильной математике или выбирать другие направления, связанные, например, с молодежной политикой или социальной работой, где по-прежнему вроде бы не нужна математика».
Абитуриенты обязаны предоставить результаты ЕГЭ по трем предметам, а в некоторых случаях по четырем. При этом финальный вариант перечня ЕГЭ по специальности вузы все еще могут составлять самостоятельно. Однако выпускники должны решить, по каким предметам будут сдавать ЕГЭ, до 1 февраля 2025 года. Вузы обнародуют перечень вступительных испытаний не позднее 20 января 2025 года.
То, что на инженерных направлениях должна быть профильной физика, а педагоги-предметники должны обязательно сдавать ЕГЭ по тому предмету, который они будут преподавать, — это, несомненно, нужные нововведения, но документ еще не доработан. При этом сроки его введения уже есть, говорит доктор технических наук, профессор, автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый:
Евгений Белый доктор технических наук, профессор, автор телеграм-канала «Наука и университеты» «Мне не нравятся темпы, с которыми это новшество пытаются внедрить. Ведь люди, когда выбирали профильные классы, ориентировались на действующий перечень. Затем летом появился проект нового перечня, в нем было много изменений, в том числе, например, обществознание ушло из перечней вступительных экзаменов на экономические специальности, и у абитуриентов началась паника. Многие изучали обществознание с репетиторами, родители вкладывали в это деньги, и вдруг пропал, это было летом. Теперь появляется новый перечень, в котором опять изменения. Кстати, и обществознание вернулось, я говорю про экономические направления. Но, опять же, это еще проект приказа, когда и в каком виде будет окончательный приказ, мы не знаем. И кроме того, есть правило, что вуз может разместить перечень вступительных испытаний до 20 января. То есть представьте себе, что после Нового года вуз размещает у себя на сайте, нет математики, есть физика, например. И когда абитуриентам прикажете готовиться к этим вступительным экзаменам? Я считаю, что хорошо было бы введение в действие этого приказа отложить на год, но не в 2025 году в приемной кампании использовать, а в 2026-м, тогда и дети, их родители успеют все это осознать, начать вовремя подготовку. Год на подготовку нужно всем дать».
В середине сентября правительство не поддержало законопроект об отмене ЕГЭ в пользу традиционных государственных экзаменов. Законопроект внесли в Госдуму в начале июня. Авторы инициативы в числе преимуществ отмены ЕГЭ отметили отказ от «бессмысленного заучивания ответов на тесты», а также сохранение физического и психологического здоровья выпускников. Они подчеркнули, что содержание ЕГЭ «оторвано от школьного курса», а услуги репетиторов, необходимые для подготовки к экзамену, «непосильны для многих родителей».
ЕГЭ ввели в 2009 году. Проведение экзамена неоднократно становилось предметом дискуссий.