Сделку готовят РЖД, ее детали пока неизвестны. Само здание вокзала было построено более 120 лет назад. Но из одного из самых красивых вокзалов дальнего следования Рижский превратился в обычную платформу для электричек МЦД-4. Какой может быть судьба легендарного здания?
С 1 марта 2023 года Рижский вокзал закрыт на ремонт. Изначально рассчитывали, что масштабная реконструкция для запуска МЦД-4 займет полгода. Но открыли вокзал только через полтора. Там полностью обновили навигацию, систему управления движением, построили две новые платформы, а также модернизировали здание.
В начале этой недели стало известно, что РЖД хотят его продать. На 27 сентября запланировано предварительное одобрение сделки на совете директоров. О ее стоимости и потенциальных покупателях ничего не известно.
По словам экспертов, разговоры о том, что Рижский вокзал будет закрыт, перенесен или перепрофилирован, начались еще в начале 2000-х. По сравнению с другими вокзалами Москвы у него в последние 15 лет был самый низкий пассажиропоток. Сейчас он используется в основном для пригородных поездов. Что же касается дальнего следования, то еще несколько лет назад с него можно было уехать в Ригу, Ржев и Псков, а теперь если только в Волоколамск, до которого также можно добраться с Курского вокзала.
Экспертам оценить объем сделки сложно. Но этот участок находится близко к центру Москвы и удобен с точки зрения транспортной доступности. Это очень интересная площадка для какого-то иного — не транспортного — использования, отмечает руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов:
Алексей Попов руководитель аналитического центра ЦИАН «Само здание является памятником архитектуры, как-то перестроить его будет проблематично. Здесь речь идет о его реконструкции, приспособлении под какой-то иной функционал, скорее всего, общественного или торгового назначения. В принципе, есть примеры перестройки вокзала в торговый центр: в Петербурге таким образом используется здание Варшавского вокзала. Я думаю, это наиболее логичный вариант, который может быть применен и здесь. С высокой вероятностью это мероприятие также привязано к вовлечению в коммерческий оборот территорий, непосредственно прилегающих к вокзалу, — проект застройки Рижского грузового двора. Возможно, это будет идти одним пакетом».
Под застройкой Рижского грузового двора имеется в виду комплекс из стеклянных небоскребов с аркадой, выходящей на Третье транспортное кольцо. На территории более 20 гектаров планируется построить многофункциональный комплекс «РЖД-Сити».
Уникальность Рижского вокзала в том, что он не был так радикально перестроен и дополнен, как тот же Ленинградский. Здание в русском стиле было построено еще в 1901 году по проекту петербургского архитектора Станислава Бржозовского. Тогда это были своего рода ворота в западную часть Российской империи. А сам вокзал назывался Виндавским. Виндава — нынешний латвийский Вентспилс — в начале XX века была крупным балтийским портом и имела большое значение для Москвы. Продолжает москвовед, автор и координатор проекта MoscowWalks («Прогулки по Москве») Александр Усольцев:
Александр Усольцев москвовед, автор и координатор проекта MoscowWalks («Прогулки по Москве») «В дореволюционное время в Прибалтике активно развивалось производство, например тот же самый «Руссо-Балт», там были железные дороги и порт, и сразу складывался очень удобный узел. Сообщение с этим экономически активным регионом было для Москвы краеугольным камнем в развитии на начало XX столетия. Свое значение он несколько утратил уже во второй половине XX столетия, поскольку крупные заводы уже были рассредоточены по территории Советского Союза. Особенность этого вокзала в том, что он стоит не как все вокзалы — поперек путей, то есть поезда прибывают в тупик и люди входят сразу же в вокзал, а он стоит вдоль. В этом есть своя задумка: он ориентирован именно на площадь и нынешний проспект Мира, когда-то Ярославский тракт, по которому въезжали в Москву уже с севера, и нужно было показать, как все выглядит красиво, уже с самого въезда».
Эксперты уверены, что радикально перестраивать здание Рижского вокзала нельзя. Если и создавать общественное пространство, то только гастрокластеры или ивент-площадки, обязательно сохранив высокие потолки.
В Москве есть подобные успешные примеры: то же «Депо» на Белорусской. Здание бывшего трамвайного, а потом троллейбусного депо удалось сохранить как образец промышленной архитектуры начала XX века. Только вот Рижский вокзал и крупнее, и сложнее в эксплуатации.