Источники в отрасли говорят о резком повышении стоимости поездок в классе «комфорт» — на 25%. Причина — в острой нехватке водителей и росте затрат на обслуживание. Участники рынка такси признают, что нет ни одной причины, почему стоимость поездки не продолжит расти, в том числе и в регионах
«Яндекс Go» повышает тарифы на поездки в такси. Пока только в Москве и на 3-4%, заявил агрегатор. Цены увеличатся с 25 октября. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на источник.
Цель повышения тарифов, как заявляет агрегатор, — привлечь для выполнения заказов больше водителей, сейчас в отрасли наблюдается их серьезная нехватка. Как оценивал представитель «Яндекс Go» Антон Петраков, дефицит таксистов в России к концу года составит 130 тысяч человек. Также агрегатор хочет компенсировать таксопаркам увеличение цен на обслуживание автомобилей. В среднем ценник подрастет на 3-4%.
По данным газеты, в тарифе «Комфорт» будет резкий рост — на 25%. Звучит страшно, на деле километр пути в «Комфорте» подорожает с 12 рублей до 15 рублей. За подробными цифрами радиостанция Business FM обратилась в «Яндекс Go», ответ на момент публикации материала в редакцию не поступал.
Поднимать тарифы надо было давно, считает руководитель таксопарка Next Евгений Ермолаев:
— Мы уже давно говорим, что отрасли такси необходимо повышение цен. Цена везде растет, а на такси стоит на месте, ну такого ж не бывает. Безвыходная ситуация на самом деле, либо мы останемся вообще без такси. Это все связано с увеличением утильсборов, с увеличением стоимости машин.
— А потянет ли рост тарифов на такси еще и рост тарифов на каршеринг?
— Конечно, это все закономерно. Уже не представляем себя без такси, без того же каршеринга. Люди как пользовались, так и будут пользоваться. Да, дорого, но вариантов нет. Я думаю, повоышение на эту осень будет 4-5% оптимально.
Московские пассажиры могут обратить внимание, что отметка в приложении «Яндекс Go» по уровню загруженности такси практически все время держится на уровне повышенного спроса. Причем вне зависимости от того, дождь или снег за окном, серьезные пробки или не очень, утро или вечер. По этому поводу в соцсетях сотни жалоб от пассажиров. Высокий спрос — это коэффициент, который позволяет агрегатору поднимать стоимость поездок. Поэтому о давно забытом всеми базовом тарифе на поездку, от которого «Яндекс» считает рост цен, можно не говорить, считает таксист, председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов:
Олег Амосов таксист, председатель общественного движения «Форум такси» «Минимальная поездка по Москве 99 рублей, я не знаю таких пассажиров, которые бы пользовались этой базовой стоимостью. Здесь влияют коэффициенты, которые повышенного спроса, может быть, уже 250-300, и мы знаем прекрасно, что в осенний период, сегодня идет дождь, цены уже достаточно приличные, и уже о базовой стоимости говорить бесполезно. Было бы логично, если бы «Яндекс» снизил комиссию, чтобы каким-то образом что-то компенсировать. При этом стоимость поездки для пассажиров не возрастала бы, а комиссия сервиса уменьшилась, а водитель больше зарабатывал. «Яндекс» по такому пути, конечно, не пойдет».
Цены на такси планомерно растут каждый год, особенно интенсивно — с 2022 года. В сентябре этого года средний чек по стране составил почти 600 рублей — это данные аналитического центра «Чек Индекс». В Москве средняя стоимость поездки в прошлом месяце составила 820 рублей. Рост год к году — 10%. Интересно, что число поездок при этом все равно растет: в Москве — на 7%, в регионах — на 5%.
До конца года, по оценке Общественного совета по развитию такси, поездки подорожают еще минимум на треть, просто потому, что нет ни одного сдерживающего фактора, а вот проворцирующих рост цен — полно. Это и подорожание топлива, и рост расходов на лизинг, и меньший ресурс китайских автомобилей — практика показала, что до списания они пробегают в среднем на 100 тысяч километров меньше, чем европейские и корейские марки. Растет стоимость обслуживания и запчастей, с 1 сентября добавилось требование по наличию полиса страхования ответственности перевозчика. Продолжает председатель координационного совета профсоюза «Таксист» Андрей Попков:
Андрей Попков председатель координационного совета профсоюза «Таксист» «С водителями всегда был дефицит, цифры какие-то приводятся, откуда они берутся, непонятно, кто считал, тоже неясно. Поэтому здесь нельзя на слово верить. Мигранты никуда не делись, они так и остались, я не вижу, чтобы они куда-то пропали, как работали, так и работают, и в ближайшее время ничего не поменяется. Что касается подорожания на 2-3%, думаю, что такси подорожает гораздо больше, потому что у «Яндекса» очень большие аппетиты в плане комиссий. Берет 35% комиссии, почему-то про нее никто не говорит. Инфляция в стране, все дорожает, топливо постоянно дорожает, перевозки тоже дорожают, грузовые перевозки дорожают, но комиссия — это больной вопрос, он давно висит в воздухе. В этот вопрос, наверное, государству уже нужно вмешиваться и каким-то образом это решать».
По поводу дефицита водителей можно привести данные, которые заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов сообщал в июне этого года. В Москве, по его словам, работают 187 тысяч легковых такси — это рекорд за последние 15 лет. Высокая конкуренция делает такси доступнее для жителей, говорил Ликсутов. Число таксистов в столице за последние два года выросло на 40 тысяч человек, уточнили Business FM в отрасли. И «Яндекс», заявляя о нехватке водителей, очевидно, имеет в виду не столицу, а регионы, и хочет привлекать водителей туда. Похоже, в том числе на новые средства, вырученные в Москве.