Бизнесу давали почти полгода, чтобы сделать маркировку товаров, которые уже лежали на складах маркетплейсов. Но успели не все. Продавать такую одежду больше нельзя, а некоторые маркетплейсы обещают выкинуть товары, если их не заберут со складов. Как быть продавцам и почему сделать все в срок не удалось?
С 1 апреля стартовала обязательная маркировка длинного списка одежды. Это в том числе костюмы, рубашки, платья, брюки, юбки, куртки и так далее. Все то, что уже попало на склад маркетплейса до этого срока, можно было продавать без маркировки еще несколько месяцев. С тем условием, что эту одежду постепенно будут вносить в базу. Этот срок закончился 15 сентября.
Чтобы успеть сбыть товары без маркировки, пока еще было можно, маркетплейсы советовали продавцам устраивать распродажи. Но скидки в итоге приходилось делать и на одежду с маркировкой, рассказывает соучредитель фабрики текстильных изделий Pink Bus Мария Батюхнова:
Мария Батюхнова соучредитель фабрики текстильных изделий Pink Bus «Маркетплейсы советуют на распродажах поставить цену ниже, чтобы ликвидировать остатки, но под ноль это, конечно, сделать не получится. Идут возвраты: человек купил, потом сдал. Поскольку продаж довольно много, эти вещи там будут крутиться, и выкупить эту продукцию не можем, потому что она перемешалась. Уже сложно понять, что маркированное, что немаркированное. Мы один и тот же товар все время догружаем, понять, какие конкретно товары, чтобы выкупить именно их, мы не можем. С 1 апреля мы начали все грузить с маркировкой согласно закону. А что до этого не продалось, оно там и крутится. Это я говорю про Wildberries. Мы пока ничего не делаем, ждем, что будет».
Теперь продавцам и маркетплейсам нужно решать, как поступить с тем, что лежит на складах, но еще не промаркировано. Продавать такие вещи сейчас нельзя, но на сайте «Честного знака» указано, что до 1 ноября их еще можно ввести в систему. Для этого продавцам нужно перепроверить все, что лежит у них на складе. Эта задача для некоторых бизнесов трудная, товаров может быть очень много, и некоторые маркетплейсы предлагают сделать это самостоятельно — за дополнительную плату. Продолжает гендиректор Finn Flare Ксения Рясова:
Ксения Рясова генеральный директор компании Finn Flare «У нас есть дружественная Lamoda, которая должна за дополнительную плату перемаркировать нам все остатки. В сроки они, по-моему, не уложились, к сожалению, хотя мы еще в июле передали им все артикулы, которые должны были быть перемаркированы. Насколько я понимаю, сейчас идет процесс, дым коромыслом. С Wildberries мы также договорились, что они перемаркировывают на своей территории за дополнительные деньги, это сильно вытряхивает нас — опять дополнительные деньги. А с Ozon мы вывозим товары, перемаркировывать будем сами. То есть деньги со всех сторон: чтобы вывезли, чтобы перемаркировали — все стоит денег. С «Яндекс Маркетом» то же самое: либо вывоз, либо перемаркировка, цена одинаковая. Мы будем перемаркировывать».
По данным Shopper’s, в «Яндекс Маркете» одежду без маркировки теперь будут автоматически признавать браком вне зависимости от состояния товара. А если ее не вывезут за 15 дней, то товары утилизируют. Business FM отправила запрос в «Яндекс Маркет», ответа на момент публикации материала не получила.
В Ozon редакции рассказали, что продавцы должны вывезти со склада товары без маркировки, сделать ее и вернуть одежду на сток. Радиостанция направила запросы также в Wildberries, Lamoda и «Мегамаркет».