Содержимое
Музыкальные новинки недели
Кендрик Ламар бросает обвинения американской хип-хоп-индустрии, The Weeknd рекламирует айфон и попадает в автокатастрофу, а Филипп Чижевский собирает 300 человек на одной сцене. Об одной из новинок недели — альбоме рэпера Рича — мы рассказывали в отдельном материале, здесь же рассмотрим другие яркие новинки, максимально разнообразные во всех отношениях.
The Weeknd — Dancing In The Flames
The Weeknd, наконец, выпустил клип и первый сингл из своего будущего альбома. Ранее фрагмент из ролика показывали на сентябрьской презентации Apple, подчеркивая, что он снят на iPhone 16 Pro. И вот теперь мы можем оценить работу целиком, отделив маркетинг от искусства (если это возможно).
The Weeknd (Абель Тесфайе)
Напомним, готовящийся лонгплей Hurry Up Tomorrow станет завершающей частью трилогии, начатой After Hours в 2020-м и продолженной Dawn FM. Причем Абель Тесфайе уверяет, что после выхода диска вовсе откажется от псевдонима The Weeknd и начнет новую эру творчества. Поэтому вполне логично, что к грядущей новинке столько внимания.
Однако первая ласточка скорее разочаровывает. В Dancing In The Flames подвижное электронное сопровождение и симпатичная мелодия, исполненная фирменным фальцетом Тесфайе, но не более того. С такими хитами артиста, как Blinding Lights и Save Your Tears, свежую композицию не сравнить. Да и видео, на самом деле, весьма проходное: The Weeknd едет на роскошном автомобиле (причем сразу понятно, что снято всё в павильоне), попадает в аварию, долго и красиво падает в осколках стекла, не переставая петь, и в конце его увозят на скорой помощи. Скорее всего, как и прежде, The Weeknd сделает нечто вроде сериала из клипов: каждый следующий ролик будет подхватывать сюжетную эстафету предыдущего. Что ж, остается надеяться, что главные козыри певец приберег.
Kendrick Lamar — Watch The Party Die
Скандалы в американском рэпе, кажется, идут стабильно по расписанию. Очередную волну дискуссий (если называть ругань дипломатично) подняла новость о приглашении Кендрика Ламара выступить на суперкубке — главном спортивном и медийном событии в США. В перерыве между двумя таймами вся страна смотрит по телевизору музыкальное шоу, которое готовит кто-то из суперзвезд (зачастую, кстати, за собственный счет), поэтому возможность стать этим счастливчиком для многих артистов дороже любой «Грэмми».
Кендрик Ламар
В принципе решение оргкомитета выглядит логичным: Ламар действительно последнее время в топе. Но пикантность в том, что, во-первых, два года назад он уже выступал на том же событии — вместе с Dr. Dre, Snoop Dogg, Eminem и 50 Cent, а во-вторых, мачт будет проходить в Нью-Орлеане, родном городе другого рэпера — Лила Уэйна. И тот, естественно, был возмущен, что выбрали не его. А другая знаменитость, Ники Минаж, обвинила в этом Jay-Z, связанного с организаторами суперкубка.
Но пока в соцсетях и эфирах кипят страсти, Кендрик решил выпустить новый сингл, причем сделал это нетипичным образом — просто выложил трек на своей странице. И это первая его запись с момента выхода сверхуспешной Not Like Us, где Ламар критикует Дрейка. Без острых тем не обошлось и теперь, но мишень уже не конкурент из Канады, а вся хип-хоп-индустрия, которая поощряет гедонизм и поверхностный успех. Кендрик читает на фоне меланхоличного полуакустического сопровождения с нежным женским бэк-вокалом. И непонятно, всерьез это или нет.
«Звери» — «Фолк»
Группа «Звери» выпустила альбом, который от нее менее всего ожидали. С черно-белой обложки диска под красноречивым названием «Фолк» на нас смотрят деревенская женщина в платочке и младенец — как выясняется, бабушка и мать Ромы Зверя. Ну а названия номеров — «Степь да степь», «Маруся», «Атаман» и так далее — заставляют предположить, что автор «Районов-кварталов» решил стать кем-то вроде Олега Газманова.
Солист группы «Звери» Роман Билык
Но нет, здесь всё сложнее. Рома скорее играет в обращение к корням, вплетая в аранжировки балалайку («Пуля виноватого найдет»), а то и переходя на шансон («Не легче») или авторскую песню («За гаражами») — собственно, самые что ни на есть народные жанры, только уже XX века. Но стихи, щедро пересыпанные аллюзиями, в частности, неоднократными намеками на Чехова, столь любимого Ромой («Небо в алмазах»), не позволяют принять всё за чистую монету. За лубочным фасадом скрывается сложная рефлексия и музыканта, и поэта.
Собственно, «Фолк» вполне можно слушать как традиционную полуакустическую рок-запись с простыми мелодиями, будто созданными для того, чтобы их горланили уличные музыканты на Невском проспекте (не всё же на «Районах-кварталах» сидеть). Для этих целей, например, финальная «С собой» подходит как нельзя лучше. А можно попытаться распутать этот стилевой и идейный клубок, где русские народные мотивы вдруг встречаются с кантри, а за иронией проглядывает боль.
Филипп Чижевский дирижирует «Песнями Гурре» Шенберга
Концертное событие месяца, если не года: исполнение в Зале имени Чайковского «Песен Гурре» Арнольда Шенберга, приуроченное к 150-летию со дня рождения австрийского композитора. Оратория продолжительностью около двух часов чистого времени крайне редко звучит из-за монструозного состава. Он может варьироваться, но в данном случае мы услышали два оркестра, четыре хора, пять певцов-солистов, чтицу, в общей сложности — около 300 человек. Возглавлял эту армию новоназначенный худрук ГАСО им. Е.Ф. Светланова Филипп Чижевский.
Сложно представить, сколько сил и энергии дирижера потребовал проект и на стадии подготовки, и непосредственно на сцене, «за рулем» музыкальной машины-махины. Исполнителям здесь приходится почти всё время держаться на эмоциональном пике, кульминации следуют одна за другой, а форма трещит по швам.
Музыкальный руководитель и дирижер Филипп Чижевский
Последнее ни в коей мере не вина Чижевского, напротив, он сделал всё, чтобы сочинение воспринималось как драматургически цельное. Но такова сущность музыки раннего Шенберга, испытывавшего сильнейшее влияние Вагнера и пытавшегося превзойти кумира, сделать еще масштабнее, еще эмоциональнее. К тому же опус распадается стилистически: автор работал над «Песнями Гурре» в 1900–1903 годах, потом бросил недописанную партитуру, а вернулся к замыслу уже в начале 1910-х, уйдя далеко вперед. И если поначалу материал действительно звучит как чистое вагнерианство, квинтэссенция позднего романтизма, то в эпизодах с чтицей (Дарья Мороз) мы отчетливо слышим экспрессионистские интонации «Лунного Пьеро».
Так или иначе, все несовершенства сочинения на тот момент еще молодого композитора не отменяют главного: это одна из ярких и показательных страниц истории мировой музыки и можно только порадоваться, что она прозвучала (после долгого перерыва) в России в образцовой интерпретации. Ну и теперь доступна в записи трансляции.
Плейлист «Известий»
Весь плейлист мы построили на стилевых гибридах. Сначала прозвучит песня Мэг Смит — американской артистки, явно идущей по стопам Тэйлор Свифт и скрещивающей поп с роком. Следом прозвучит рок-рэп Рича «Сотен шесть километров» из нового альбома, а за ним — соединяющая русский народный материал и кантри «Маруся» в исполнении Ромы Зверя и, для контраста и сравнения, мягкий зарубежный поп-фолк из свежего диска норвежцев Kalandra. Ну и в конце — экспериментальный джаз органиста, саксофониста и ударника krajenski. Его особенность — в использовании традиционного академического органа.