Фото: Владимир Смирнов/ТАСС Рейтинговое агентство S&P Global опубликовало данные о снижении индекса деловой активности (PMI) в России в сентябре нынешнего года до 49,5 п. по сравнению с 52,1 п. в августе. Это первое снижение производственных показателей с апреля 2022 г. В целом этот спад незначительный и, по мнению S&P Global, связан с сокращением новых заказов и дефицитом рабочей силы.
Purchasing Managers’ Index (PMI) — опросный макроэкономический показатель, служащий для отражения состояния определенной отрасли или состояния экономики в целом. Значение PMI выше 50 пунктов свидетельствует о растущей деловой активности промышленности, а ниже — о падающей.
Общий спад является незначительным, он обусловлен сокращением новых заказов и проблемой с занятостью (точнее, с дефицитом работников), говорится в исследовании S&P Global. Агентство отмечает, что наряду со слабым спросом в сентябре росту производства препятствовали задержки с поставками сырья и нехватка материалов и комплектующих. А вот количество незавершенных работ сократилось уже третий раз за четыре месяца. Более того, скорость сокращения оказалось самой высокой с февраля, считают S&P Global. Это говорит о том, что компании смогли эффективно отработать отложенные заказы.
Еще один важный позитивный момент — у российских производителей увеличились новые экспортные заказы, главным образом из стран Азии. Причем темпы роста ускорились до максимальных с августа 2023 г.
В то же время из-за усложнения морских перевозок, а также логистики в целом выросли цены на транспортировку, которые производители вынуждены были в значительной степени переложить на плечи конечных потребителей. В результате темпы роста отпускных цен оказались едва ли не самыми высокими за последний год, что просто не могло не повлиять на масштабы спроса.
Российские производители в конце III квартала сократили численность рабочей силы. По данным агентства, темпы сокращения рабочих мест были самыми быстрыми с октября 2022 г.
Тем не менее российские компании продолжают закупки сырья, хотя и самыми медленными темпами за последние 2 года, а запасы готовой продукции выросли самыми быстрыми темпами с июня 2023 г., говорится в исследовании. Это может свидетельствовать о том, что предприятия уверены в увеличении объема производства в следующем году на фоне запланированных инвестиций в новые проекты по выпуску новой продукции.
В Минпромторге России отмечают, что прерывание уникального производственного цикла, который обеспечивал восстановительный рост в 2023-2024 гг., во многом обусловлено усложнением инвестиционной среды: удорожание рыночного капитала на фоне повышения ставок по депозитам создало ситуацию, при которой осуществление инвестиций в реальный сектор экономически нецелесообразно. «Планируем, что проактивные действия правительства обеспечат необходимую точку опоры для выхода обрабатывающей промышленности на траекторию опережающего суверенного развития с помощью реализации национальных проектов по достижению технологического лидерства», — подчеркнули в Минпромторге.
«Мы действительно наблюдаем сейчас самые слабые темпы деловой активности», — говорит директор Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Александр Кнобель. — Но надо понимать, что снижается и мировой индекс PMI, причем уже третий месяц подряд. В этом смысле хоть с задержкой, но Россия все-таки следует мировой тенденции — мировая конъюнктура так или иначе оказывает негативное влияние на российскую отраслевую динамику«.
«До спада еще далеко, мы пока наблюдаем зарождение тенденции, которая может прослеживаться как минимум до конца этого года», — считает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. — А для того чтобы ее переломить, нужны новые факторы роста, включая инвестиции».