Содержимое
Фото: Петр Ковалев/ТАСС Запустить инфраструктурные и технологические мегапроекты не получится силами только бюджетной системы. Инвестиционный тандем государства и бизнеса в РФ достаточно развит: общий объем инвестиций в концессионных проектах и проектах государственно-частного партнерства (ГЧП) уже достиг почти 5 трлн руб. Но потенциал гораздо больше: только транспортные проекты требуют вложений еще как минимум на 3 трлн руб. Основной барьер для запуска ГЧП-проектов — высокая ключевая ставка, но трудности составляют также ограничения на вложения со стороны закредитованных регионов. Как достичь баланса между потребностями людей, возможностями федеральных и региональных властей и интересами бизнеса и каким может быть результат достижения компромисса — разбирался «Эксперт».
Зрелый механизм
Структурная трансформация экономики требует запуска масштабных инфраструктурных проектов. Наиболее эффективный для экономики вариант — реализация проектов через механизмы государственно-частного партнерства с привлечением внебюджетного финансирования.
В условиях дефицитного бюджета в ближайшую трехлетку — а только в 2024 году превышение расходов над доходами планируется на уровне 2,1 трлн руб., или 1,1% ВВП, — одним из основных вариантов привлечения частных инвестиций в приоритетные для государства и важные для людей проекты выступает именно ГЧП.
Такой механизм позволяет не откладывать запуск проекта: получать экономический эффект как можно раньше, при этом затраты будут зафиксированы на сегодняшнем уровне (так как с учетом инфляции через несколько лет проект уже будет обходиться дороже), говорит директор по работе с ключевыми клиентами бизнес-блока ВЭБ.РФ Андрей Датченко.
Государственно-частное партнерство — достаточно зрелый механизм на российском рынке, считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Только в 2023 году объем законтрактованных инвестиций в такие проекты вплотную приблизился к 1 трлн руб. Важная и для бизнеса, и для власти составляющая проектов ГЧП — влияние на повседневную жизнь людей. Дополнительные возможности здесь открывают современные решения в области аналитики и работы с большими массивами данных, отмечает главный управляющий директор ВЭБ.РФ, гендиректор Наццентра ГЧП Андрей Самохин. В Индексе ВЭБ.РФ — открытой аналитической базе данных по качеству жизни — сейчас уже более 215 городов. «Подходы и наработки в оценке социальных эффектов можно использовать как на этапе скоринга проектов ГЧП, так и в ходе реализации или масштабирования — в городах и регионах», — говорит Андрей Самохин.
Всего по итогам первого полугодия 2024-го в России готовится, реализуется или успешно завершено почти 4,3 тыс. концессионных соглашений и соглашений о ГЧП на сумму почти 4,8 трлн руб., сообщил «Эксперту» первый замминистра экономического развития РФ Илья Торосов. И более 3,3 трлн руб. приходится на частные инвестиции. Локомотивные отрасли — транспортная (51% от всех вложений), ЖКХ (26%) и социальная сфера (21%).
ДЕТАЛИ
Не претендуя на собственность
Концессия является одной их форм государственно-частного партнерства. Концессионное соглашение не предполагает возможность передачи самого объекта договора в собственность частного партнера, поэтому их заключают в отношении федеральных и региональных дорог, объектов тепло- и водоснабжения, метро. По другим контрактам ГЧП компания-партнер имеет право на получение объекта в собственность: это целесообразно для частных автодорог, воздушных судов, линий связи и т. д.
Один из крупных игроков на этом рынке группа ВТБ с 2007 года привлекла в отечественную инфраструктуру более 1 трлн руб. инвестиций, в том числе 500 млрд руб. кредитов и собственных средств банка, рассказали «Эксперту» в этой финансовой организации. Среди проектов, в которых участвовал ВТБ, — реконструкция и эксплуатация аэропортов «Пулково» и «Геленджик», строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге и трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург, а также мост через реку Пур в Ямало-Ненецком автономном округе и межуниверситетский кампус в Челябинске.
Бóльшая часть соглашений между государством и частными инвесторами реализуется в одном пуле регионов. Из года в год одни и те же субъекты входят в топ рейтинга Минэкономразвития по наиболее крупным инвестициям, привлеченным в проекты на своей территории в формате ГЧП.
МНЕНИЕ
Чего не хватает ГЧП
Законодательство о государственно-частном партнерстве требует модернизации, заявил председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов на заседании Совета по развитию финансового рынка при Совете федерации: «Необходимо все-таки отдавать себе отчет в том, что капиталов через бюджетную систему для удовлетворения потребностей экономики недостаточно». Среди прочего он предложил упростить приобретение социальных объектов в рассрочку без оформления в виде концессионных соглашений, а также разработать механизмы, когда частный капитал и ресурсы коммерческих банков будут привлекаться к реализации государственной экономической политики.
С 2014 года Москва заключила с инвесторами семь концессий и одно соглашение о ГЧП. Общий объем инвестиций в проекты оценивается в 124,5 млрд руб., сообщили «Эксперту» в департаменте инвестиционной и промышленной политики столицы. Например, по ГЧП в прошлом году было запущено движение по проспекту Багратиона — дублеру Кутузовского проспекта.
В Подмосковье с 2015 года заключено 48 соглашений о ГЧП на общую сумму почти 400 млрд руб. (при соотношении частных и госсредств 3 к 1) рассказала зампред правительства — министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева. Речь о новых дорогах, качественных жилищно-коммунальных услугах, проектах в области цифровой инфраструктуры. «Например, в регионе создана цифровая платформа в сфере спорта. По аналогии с электронным дневником новая система позволяет отслеживать достижения спортсменов и обеспечивает им электронный доступ к услугам в сфере спорта», — пояснила Екатерина Зиновьева.
В Ленинградской области сейчас реализуется 31 проект ГЧП на общую сумму 139 млрд руб., рассказали «Эксперту» в пресс-службе губернатора и правительства региона. Это создание и эксплуатация культурно-досугового центра по работе с молодежью субъекта, строительство лыжной базы в Сосновоборском городском округе, строительство школы в Мурино.
В Нижегородской области в рамках концессии реализуется 30 проектов на 238 млрд руб., среди которых реконструкция наземного электротранспорта, строительство и эксплуатация ИТ-кампуса, создания Ледового дворца на Стрелке, сообщили в областном министерстве экономического развития и инвестиций.
В портфеле Санкт-Петербурга на разных стадиях находится порядка 20 проектов ГЧП на общую сумму более 650 млрд руб., поделились в комитете по инвестициям региона. Это и транспортные проекты (Западный скоростной диаметр, Витебская развязка, аэропорт «Пулково»), и спортивные проекты («СКА Арена», «Газпром Арена»), а также образовательные и культурные проекты.
Фото: Петр Ковалев/ТАСС
В Прикамье реализуется 105 проектов ГЧП на 158 млрд руб., из которых 100 млрд — частные средства, сообщил «Эксперту» губернатор Пермского края Дмитрий Махонин. Привлекаются инвестиции в социальные объекты. Например, по концессионным соглашениям со Сбером с 2022 года в Пермской агломерации построили пять больших школ, первым делом — в растущих жилых микрорайонах. Эти учреждения рассчитаны на 4,8 тыс. учащихся.
Еще один важный и дорогостоящий объект — онкологический центр в Перми, рассказал губернатор Прикамья. По оснащению он встанет в один ряд с федеральными учреждениями онкологического профиля и будет работать в системе ОМС. В центре смогут проходить лечение порядка 14 тыс. пациентов в год, а поликлиника будет принимать до 450 человек в день. Концессионер — «МедИнвестГрупп» — приступил к строительству и сразу занялся подготовкой кадров для будущего центра. Инвестор обеспечит обучение молодых специалистов по онкологическим профилям на базе пяти медицинских вузов. На конкурсный отбор уже поступили заявки от более чем 250 будущих врачей из разных регионов России.
ТОП-7
Самые крупные концессионные проекты в России
строительство широтной магистрали скоростного движения в Ленинградской области с общим объемом инвестиций 110,2 млрд руб.; строительство автомобильной дороги дублер проспекта Гагарина в Нижнем Новгороде с общим объемом инвестиций 64,4 млрд руб.; модернизация и создание инфраструктуры трамвая в Ростове-на-Дону с общим объемом инвестиций 61 млрд руб.; создание современного межвузовского кампуса в Томске с общим объемом инвестиций 47,3 млрд руб.; создание объектов по передаче электрической энергии — линий электропередачи «Мыс Наглёйнын — ПП Билибино — Баимский ГОК» с общим объемом инвестиций 46,1 млрд руб.; концессионное соглашение о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург общей стоимостью почти 2 трлн руб.; региональная концессия по строительству аэропортового комплекса «Омск-Федоровка» общей стоимостью 42,6 млрд руб.
Потенциал роста
Тем не менее рынок государственно-частного партнерства в России далек от насыщения, полагают в ВЭБ.РФ. Там проводили расчеты в сфере строительства дорожной инфраструктуры — одной из наиболее активно осваиваемых с применением механизмов ГЧП.
«Если проводить сравнение между европейской частью РФ и странами с аналогичной плотностью населения (например, Бразилия, Канада, Аргентина), то становится понятно, что для достижения сопоставимого уровня платных дорог у нас можно построить еще около 3 тыс. км скоростных магистралей, реализация которых возможна через механизм ГЧП», — оценивает потенциал Андрей Датченко. По его оценкам на это потребуется порядка 3 трлн руб.
В ближайшие десять лет перед российской инфраструктурой будут стоять глобальные вызовы: развитие по меньшей мере пяти готовых к большим грузо- и пассажиропотокам транспортно-логистических коридоров и почти 50 обходов городов, запуск первой высокоскоростной железнодорожной магистрали, строительство 40 кампусов мирового уровня и создание 10 всесезонных федеральных курортов в разных частях страны, говорится в июньском аналитическом обзоре компании «ВТБ Инфраструктурный холдинг».
В обзоре приводят несколько прогнозов по объему привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты с горизонтом до 2035 года: от 12,5 трлн руб. в пессимистичном сценарии до 24,8 трлн руб. — в оптимистичном, который позволит сделать инфраструктурный рывок. В то же время федеральный и региональные бюджеты не смогут потратить в этот период больше 15,3–17,2 трлн руб. Речь идет о широком спектре направлений, включая социальную, коммунальную и энергетическую отрасли.
«Наиболее важные направления развития экономики, в которых целесообразно участие и государства, и частного капитала, — это инфраструктурные проекты, которые неоднократно анонсировались правительством и президентом: развитие Северного морского пути, создание транспортного коридора „Север — Юг“, строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей в европейской части России, развитие кораблестроения», — перечислил руководитель группы рейтингов проектного и структурированного финансирования АКРА Тимур Искандаров.
Государство заинтересовано в развитии государственно-частного партнерства — власти соглашаются с тем, что без средств частных инвесторов достичь целей по улучшению качества жизни граждан будет крайне сложно
Образование, здравоохранение, спорт с их инфраструктурой напрямую влияют на качество жизни людей и при этом являются капиталоемкими отраслями. Поэтому взаимодействие государства и частных компаний расценивается как один из оптимальных механизмов развития инфраструктуры.
Риски, в том числе форс-мажорные, распределяются между сторонами партнерства. «Благодаря ГЧП и федеральной поддержке мы прямо сейчас запускаем важные для жителей проекты, к реализации которых самостоятельно смогли бы приступить еще нескоро», — отметил губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.
Помимо улучшения качества жизни людей, запуск проектов ГЧП позволяет создавать новые рабочие места, добавляет зампред правительства Московской области Екатерина Зиновьева. Так, по заключенным соглашениям в Подмосковье планируется создание 5,5 тыс. рабочих мест.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Стоп-факторы и их преодоление
Для государственно-частного партнерства остается немало препятствий. В данной ситуации главное из них — высокая ключевая ставка, сходятся во мнении опрошенные «Экспертом» участники рынка и аналитики. В июле, напомним, ЦБ поднял ее до 18%.
«При ключевой ставке 18% годовых даже такие консервативные, гарантированные государством инструменты, как концессии, могут претендовать в лучшем случае на кредиты под 21–22%, а с таким финансированием ни один инфраструктурный проект не пройдет коммерческое закрытие», — говорит руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин.
Рынок государственно-частных инвестиций регулируется несколькими механизмами. Один из наиболее значимых стимулов — программа поддержки инвестиционных проектов, принятая еще в 2014 году, напомнил Денис Качкин. Она направлена на снижение процентной ставки кредитования для частного инвестора через субсидирование уполномоченных коммерческих банков.
Для развития ГЧП в 2023-м был принят системный закон № 296-ФЗ, благодаря которому повысились прозрачность механизма концессии и его инвестиционная привлекательность. Например, за счет того, что проведение конкурса стало возможно в электронном формате, пояснил первый замминистра экономики РФ Илья Торосов.
Есть и трудности регуляторного характера. Например, в июле 2024 года Госдума приняла закон, который ограничивает расходы и обязательства субъектов по ГЧП и концессиям 10% их годового объема доходов, напоминает Александра Галактионов из Sherpa Group. Это приведет к тому, что ряд регионов замедлит привлечение средств и развитие инфраструктуры через такие проекты.
Количество надзорных мероприятий в отношении ГЧП-проектов, которые проводят прокуроры и органы ФАС, увеличивается, а во второй половине года можно ожидать и усиление постконтроля со стороны Счетной палаты, считает управляющий партнер адвокатского бюро города Москвы «Бельский и партнеры» Кирилл Бельский.
В этом году принято еще два важных закона. Один из них, как рассказали в Минэкономразвития, посвящен повышению инвестиционной активности инвесторов в космической отрасли. А второй позволяет государству оказывать поддержку частным инвесторам для проведения реконструкции частных промышленных предприятий и создания новых производств на частной земле в критически важных с точки зрения техсуверенитета отраслях промышленности.
— Рынок ждет увеличения капитальных грантов, субсидий, налоговых льгот и снижения административных барьеров. Причем не для мнимых частных инвесторов с государственным контрольным пакетом и не для относящихся к «системообразующему» флангу, а именно для тех, кто работает на земле, кто сам готов строить и потом эксплуатировать, через дорогое кредитование, окупая инвестиции в том числе за счет обоснованного тарифа, — заявила «Эксперту» управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова.
Еще один уже существующий механизм снижения последствий высокой ключевой ставки — это «Фабрика проектного финансирования» ВЭБ.РФ. «С помощью этого механизма частному инвестору предоставляется хеджирование процентных расходов по кредитам при высокой ключевой.
Инструмент уже применяется и может еще более активно применяться в проектах ГЧП, помогая правильному распределению рисков между частной и публичной сторонами», — сказал заместитель председателя ВЭБ.РФ Юрий Корсун.
Подводя итог, можно сказать, что инструмент ГЧП имеет хорошие перспективы для развития и тиражирования. Ключевые вызовы отрасли понятны, в целом преодолимы, а главными выгодоприобретателями от ее развития могут и должны стать обычные люди.