ДомойЭкономикаОперационный доход

Операционный доход

Фото: Максим Мишин/ТАСС У России есть потенциал стать Меккой медицинского туризма и зарабатывать на иностранных пациентах до $7,6 млрд в год. Российские клиники конкурируют за иностранных клиентов с медицинскими учреждениями Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Что требуется для того, чтобы иностранцы выбирали именно наших врачей, объясняется в докладе компании «Яков и Партнеры», который оказался в распоряжении «Эксперта».

Равнение на Малайзию

Рынок экспортных медуслуг в РФ потенциально способен к 2030 г. генерировать до $7,6 млрд в год — в первую очередь за счет пациентов из дружественных стран. Таков прогноз агентства «Яков и партнеры»; однако его аналитики подчеркивают: не надо рассчитывать, что больные иностранцы поедут лечиться в Россию самотеком. Российским клиникам приходится конкурировать на рынке, обороты которого сегодня достигают $130 млрд, а к концу десятилетия вырастут до $300–400 млрд. И старожилы этого рынка не намерены без боя допускать на него новичков, каковым там является Россия.

По оценкам «Яков и Партнеры», сейчас Россия занимает лишь 41-е место в рейтинге привлекательности с точки зрения медицинских услуг — как их номенклатуры, так и качества. Доля этого сегмента в экономике РФ ничтожна — 0,01% ВВП, в то время как в Малайзии его вклад в национальное богатство составляет 4%. Это при том, что в 2020-е годы доля расходов на здравоохранение во всех развитых странах (за исключением Бразилии и ЮАР) показывает взрывной рост.

Препятствиями для развития медтуризма в РФ являются не только профессиональные медицинские вопросы, но и вещи, к медицине не имеющие прямого отношения и общие для всей экономики страны. Хотя формально никакие антироссийские санкции не касаются медицины, на ее «экспортную» составляющую влияют и трудности с логистикой в условиях отсутствия прямых рейсов со многими странами, и проблемы с аккредитацией медицинских услуг по международным стандартам JCI и ISQua, и проблемы трансграничных финансовых операций.

Талон на прием

России сегодня приходится выступать в роли догоняющего, причем не только таких общепризнанных лидеров медицинских услуг как США и Израиль, но и Таиланда, Турции, Малайзии. Сегодня мировая доля российских клиник в оказании одной из самых востребованных медуслуг — лечении онкологических заболеваний — составляет всего 0,1%.

В этих условиях российские клиники могут рассчитывать почти исключительно на пациентов из ограниченного числа стран — так называемых дружественных. В абсолютных числах это не так мало: например, население стран «расширенного» БРИКС составляет 45% населения Земли с суммарным ВВП в размере $28,5 трлн. Естественно, главными рынками для российских врачей видятся Китай и Индия — за счет многочисленного населения, а также страны с уровнем медицины намного ниже, чем в России (страны СНГ, Африки, арабского мира).

Именно на пациентах из этих стран в «Яков и Партнеры» предлагают сконцентрировать усилия по привлечению медицинских туристов. Компания выделяет семь видов медицинских услуг в России, которые могут быть привлекательны для граждан этих стран: офтальмология, дерматология, лечение сердечно-сосудистых заболеваний, онкология, имплантология и протезирование зубов, травматология и ортопедия, ЭКО.

Читать также:
Годовая инфляция снижается

Но если решение геополитических вопросов находится вне компетенции медицинских учреждений, то российским клиникам требуется проделать ту работу, которую политики за них проделать не могут. Речь идет о маркетинге своих возможностей на зарубежных рынках, репутационном менеджменте, который объяснит клиентам, почему лечение у врачей из Москвы предпочтительнее такого же лечения у врачей из Тель-Авива, особенно для тех больных, кто не владеет русским языком.

Доступная медицина

Одним ценовым демпингом здесь не обойтись. Хотя некоторые операции (например, коронарное шунтирование) в России обходятся в 25 раз дешевле, чем в США, нельзя забывать про выражение «здоровье не купишь»: пациенты, выбирая клинику, принимают во внимание не только чек, но и репутацию заведения, которому они вверяют свою жизнь. Для улучшения имиджа российской медицины в «ЯиП» предлагают открывать «киоски здоровья» (филиалы российских медучреждений) в странах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Именно практическое отсутствие узнаваемости российской индустрии медицинского туризма делает Россию «темной лошадкой» на мировом рынке, подчеркивает один из авторов доклада Мониш Арора.

«Конкурентные преимущества страны в этой сфере измеряются не только деньгами, очень важную роль играет ее имидж. Одно дело — рисковать, покупая у непроверенного продавца машину, и другое дело — доверять им свое здоровье и жизнь. Российские клиники должны отправлять в страны, откуда можно ждать притока пациентов, своих амбассадоров, надо также, чтобы отзывы о работе российских врачей исходили от самих клиентов. Таким отзывам, patient’s voice, доверяют намного больше, чем рекламе собственно клиник. Врачи не должны хвалить сами себя, их должны хвалить их пациенты», — сказал он «Эксперту».

По мнению аналитиков «Яков и Партнеры», достичь указанных целей разрозненными усилиями самих клиник не получится; требуется национальная стратегия развития медтуризма. Такую стратегию, полагают в «ЯиП», стоило бы принять уже до 2025 г. У этой стратегии мог бы быть и побочный позитивный эффект в виде развития внутреннего (межрегионального) медицинского туризма, снижения доли пациентов, выезжающих на лечение за рубеж со своими деньгами (в 2021 г. — последнем «досанкционном» — россияне потратили на лечение за рубежом порядка $1 млрд).

На программу развития медтуризма на 2019–2024 гг. из федерального бюджета было выделено 180 млн рублей, напоминает Мониш Арора, добавляя, что медицинский туризм — это такая сфера, где вложения окупаются очень быстро, в течение трех-пяти лет, и каждый инвестированный рубль или доллар приносит до 20–100 руб. прибыли в зависимости от медицинской специализации.

Предыдущая статья
Следующая статья
Похожие статьи

Новое на сайте