Фото: Эрик Романенко/ТАСС Россия делает ставку на долгосрочное присутствие на рынках дружественных стран. Такую позицию продвигали участники форума «Сделано в России». После введения санкций значительную часть традиционного российского экспорта удалось переориентировать с Запада на Восток и Юг, но возникшие связи необходимо укреплять, заявил на пленарной сессии форума премьер-министр Михаил Мишустин.
«С января по август 2024 года ВВП увеличился на 4,2%. В немалой степени это произошло благодаря трансформации экспорта, расширению торговли с партнерами из дружественных государств. Благодаря мерам поддержки за последние четыре года поставки в такие государства выросли примерно на треть, до 86%, от общего объема отечественного экспорта. А экспортеры из Сибири, с Дальнего Востока и Северного Кавказа сумели практически восстановить экспорт к досанкционному уровню», — заявил премьер.
Обратной переориентации — уже с Востока на Запад, который был ключевым партнером России в последние 30 лет, — правительство не ждет. Для закрепления на новых рынках планируется вложиться в строительство и развитие торговой и промышленной инфраструктуры за рубежом, сообщил в ходе сессии министр промышленности и торговли Антон Алиханов, уточнив, что эти планы прописаны в новой редакции экспортного нацпроекта и их реализация уже началась. Министр привел в пример Вьетнам, где российские автопроизводители теперь собирают автомобили. В рамках нацпроекта компании, которые готовы инвестировать в такие проекты, смогут получить субсидии, уточнил Антон Алиханов.
«Все те меры поддержки, которые сделали этот проект (текущий нацпроект по экспорту. — „Эксперт“) таким успешным, сохранятся и в новой редакции, — отметил глава Минпромторга. — Есть несколько новых инструментов. Это, собственно, создание торговой и промышленной инфраструктуры, которая позволит нашим компаниям производить и дособирать продукцию за рубежом с тем, чтобы получать доступ к более широкому перечню стран. Мы будем помогать компаниям, которые готовы вкладываться в такие проекты».
Как ранее писал «Эксперт», в паспорте экспортного нацпроекта до 2030 г. на развитие инфраструктуры за рубежом заложено 26,9 млрд руб. Приоритетными направлениями поставок определены такие страны, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция, Иран, Таджикистан, Узбекистан, Танзания, Сенегал и Бразилия, уточняется в презентации к нацпроекту. В том числе из федерального бюджета будут выделены средства на развитие инфраструктуры этих регионов. Например, на создание транспортно-логистических центров и российских промышленных зон в опорных государствах направят 7,5 млрд руб.
Кроме того, новый нацпроект учитывает раскатку новых маршрутов. Для этого первые несколько лет правительство планирует субсидировать крупные компании для возмещения до 80% их логистических затрат, уточнил министр.
В части технологического развития нацпроект ставит амбициозную цель: Россия должна стать лидером среди поставщиков технологий на новых рынках. Глава Минпромторга заявил, что цель по импортозамещению технологий считается уже достигнутой и теперь стране нужно двигаться дальше.
Россия делает ставку не столько на традиционные экспортные товары, сколько на продукцию с высокой добавленной стоимостью и продовольствие, заявила в ходе сессии генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина. «Экспорт в АПК — это у нас действительно то, чем можно гордиться. В сегменте базового продовольствия в мировой торговле пшеницей и подсолнечным маслом доля России составляет примерно четверть. Также Россия входит в десятку крупнейших поставщиков рыбы и морепродуктов. Мы видим большие резервы в расширении линейки ассортимента. Население дружественных стран растет, рынки тоже. И мы готовы это население кормить», — сказала она.
Министр сельского хозяйства Ольга Лут сообщила, что к 2030 г. правительство ставит цель ежегодно экспортировать не менее 122 млн тонн продовольствия — на 18% больше, чем по итогам 2023 г. В приоритете будет экспорт более дорогостоящей продукции, уточнила она. В эту категорию входят зернобобовые — горох и чечевица, востребованные культуры с высоким содержанием белка. Также страна сделает ставку на экспорт переработанных продуктов: муки, круп, сахара и мяса. Нужно думать о продаже семян, вакцин и продуктов биотеха за рубежом, хотя пока что в России таких продуктов выпускается немного, добавила министр.
Если говорить о технологическом секторе, то рынок вычислительной техники в России в 2023 г. вырос в различных сегментах до 50%, при этом за счет российских IT-решений может покрываться до 80% потребностей заказчиков, а руководство страны видит экспортный потенциал не только в технике, но и в программной продукции, отметила генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина.
Михаил Мишустин напомнил, что правительство делает главный акцент на стимулировании расширения несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ), так как ожидает не только очевидных доходов для бизнеса и федерального бюджета. Поддержка ННЭ стимулирует развитие предприятий среднего и крупного бизнеса, наращивание объемов промышленного производства, освоение передовых технологий, цифровизацию, внедрение робототехники и формирование рынка вокруг инновационных решений, подчеркнул премьер. «Всё это помогает нам создавать эффективную экономику предложения, которая служит катализатором обновления и роста качества отечественных промышленных предприятий, а также появления современных и, что очень важно, хорошо оплачиваемых рабочих мест у нас в России. Ключевым игроком здесь остается наш РЭЦ, который входит в группу ВЭБ.РФ», — отметил он.
Вероника Никишина, в свою очередь, уточнила, что РЭЦ помогает предпринимателям в продвижении продуктов за рубежом, в том числе с помощью выставок и размещения товаров на международных маркетплейсах в рамках проекта «Национальный магазин». Сейчас проект дает возможность размещать продукцию на 36 маркетплейсах в семи странах, и только за первое полугодие объем продаж российских экспортеров на этих ресурсах составил 1,5 млрд руб. — больше, чем за весь прошедший год.