Содержимое
- Забытые города
- По сравнению с советским 1989 годом дальневосточные малые опорные города потеряли 36% населения, тогда как малые города по стране в целом — всего 13%. Целый ряд населенных пунктов в Сахалинской области (Чехов, Красногорск, Шахтерск и Горнозаводск) даже лишились статуса города
- Как менялась численность населения в некоторых городах Дальнего Востока, млн человек на начало года
- Показатели развития регионов Дальнего Востока по сравнению со средними по России
- Мегапроекты и комфортная среда
- Опорные противоречия
- Опорные данные
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС Города Арктики и Дальнего Востока и шире в последние десятилетия стагнировали, и ключевой задачей было скорее удержать регион от стремительной деградации. Теперь благодаря развороту на Восток развитие этих территорий стало экономически целесообразным: центр деловых интересов не только России, но и мира в целом смещается в сторону Азии. Точками роста должны стать опорные города, в том числе Владивосток, Хабаровск, Благовещенск и Южно-Сахалинск. Власти пока вырабатывают видение их развития: утверждены несколько концепций опорных городов, и сформированы мастер-планы по благоустройству населенных пунктов. «Эксперт» разбирался, что изменилось на востоке после разворота экономики в его сторону и как быстро будут преображаться условия жизни в этом суровом регионе.
Забытые города
16 октября 1991 года председатель правительства России Егор Гайдар прибыл в порт Тикси, где произнес историческую фразу: «Север заселен искусственно, и содержать его смысла нет». Впрочем, правительство, как и система национальных ценностей, уже давно поменялось, и теперь освоение всей неевропейской части страны становится одной из ключевых, если не самой первой задачей властей.
Региональная политика привела в свое время к деградации макрорегиона. Если в 1990 году в так называемых опорных городах (этот термин часто применяется для обозначения стратегически важных населенных пунктов, но его четкого определения до сих пор нет) Дальнего Востока проживали 5,6 млн человек, то к началу нулевых это число сократилось до 5 млн. Сейчас оно остается примерно на том же уровне, сократившись за последние десять лет на 1,5%.
Изменение численности населения было неравномерным, и страдали в первую очередь малые города с менее чем 50 тыс. жителей. Население в них сократилось за последние десять лет на 4,6%, тогда как на Дальнем Востоке — на 7,8%, подсчитал «Эксперт». Российские мегаполисы, наоборот, укрупнились и прибавили 5,5% населения.
По сравнению с советским 1989 годом дальневосточные малые опорные города потеряли 36% населения, тогда как малые города по стране в целом — всего 13%. Целый ряд населенных пунктов в Сахалинской области (Чехов, Красногорск, Шахтерск и Горнозаводск) даже лишились статуса города
Как менялась численность населения в некоторых городах Дальнего Востока, млн человек на начало года
Существенно снизило привлекательность малых городов Дальнего Востока опережающее падение доходов населения в этом регионе. В 1990 году средняя зарплата населения в российских городах составляла около 3,8 прожиточного минимума, а на Дальнем Востоке — 3,2. К 2000 году этот показатель обрушился до 1,7. К настоящему времени в стране он вырос до 5,1, а в среднем по Дальнему Востоку составляет 4,4.
Проблема депопуляции перед регионами Дальнего Востока стоит особенно остро, поскольку долгие годы естественную убыль усугублял миграционный отток. В последние годы отток трудоспособного населения все же замедлился и стал в разы меньше по масштабам, отмечает директор НИЦ пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ РАНХиГС Дмитрий Землянский. Хотя сохраняется на прежнем уровне образовательная миграция молодежи до 30 лет.
Показатели развития регионов Дальнего Востока по сравнению со средними по России
Мегапроекты и комфортная среда
Экономический разворот России на Восток после начала 2022 года и перестроение логистики дали дополнительный стимул развитию дальних регионов страны, хотя им и раньше уделялось особое внимание. «Дальний Восток осознается как геостратегически значимый в силу его пограничного значения», — говорит доцент географического факультета МГУ и ведущий научный сотрудник факультета городского и регионального развития ВШЭ Надежда Замятина.
На Дальнем Востоке организовано 17 территорий опережающего развития, в каждой из которых есть набор проектов регионального или локального уровня. Среди крупных проектов директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв приводит Восточный полигон со связанной портовой инфраструктурой, судостроительный комплекс «Звезда», Амурский газоперерабатывающий завод, различные объекты добычи полезных ископаемых и инфраструктуру к АТЭС.
Фото: Лев Федосеев/ТАСС
В октябре 2021 года президент Владимир Путин поручил разработать мастер-планы развития 25 городов Дальнего Востока до 2030 года. Их реализация должна по замыслу властей поднять уровень жизни более 4 млн дальневосточников.
В июле 2023 года правительство утвердило планы развития Южно-Сахалинска, Корсакова, Улан-Удэ, Северобайкальска, Читы и Тынды, а 9 января 2024 года дополнило список, утвердив планы развития еще 16 городов: Якутска, Анадыря, Магадана, Владивостока, Нерюнгри, Хабаровска, Благовещенска, Белогорска, Биробиджана, Комсомольска-на-Амуре, Краснокаменска, Арсеньева, Уссурийска, Находки, Большого Камня и Свободного. Стоимость реализации планов развития этих городов достигает 4,3 трлн руб.
Львиная доля вложений связана с улучшением коммунальной инфраструктуры и строительством жилья, подсчитал «Эксперт» по данным утвержденных правительством долгосрочных планов развития городов. На это пойдет по 0,9 трлн руб. Существенные траты приходятся на раздел «Транспорт и логистика» (0,7 трлн руб.), а также «Промышленность» (0,6 трлн руб.). Вместе эти категории охватывают 70% инвестиций.
На что пойдут инвестиции в крупнейших городах Дальнего Востока, млн руб.
Больше всего денег достанется Владивостоку и входящему в его агломерацию городу Артему — 1,2 трлн руб. Крупнейшими инвестиционными проектами станут строительство Артемовской ТЭЦ-2 (159 млрд руб.), модернизация Владивостокской ТЭЦ-2 (69 млрд руб.), создание восточного транспортно-логистического узла Севморпути (18 млрд руб.) и строительство за счет внебюджетных средств таких туристических объектов, как парк развлечений «Мантера» (32 млрд руб.) и парк-отель «Бурдугуз» (36 млрд руб.).
Второе месте по освоению бюджетных средств занимает Биробиджан (555 млрд руб.), на который приходится подавляющая часть всех инвестиций в производство, что особенно актуально на фоне относительно высокой безработицы и бедности населения. В частности, в городе построят завод по производству метанола, карбамида и аммиачной селитры (243 млрд руб.), единый металлургический кластер на базе действующего Кимкано-Сутарского ГОКа (100 млрд руб.), а также железнодорожный перевалочный комплекс для экспорта в Китай СПГ и нефти через пограничный переход в селе Нижнеленинское.
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Самым значимым проектом для Якутска станет возведение моста через реку Лену, которое должно начаться уже в этом году. Якутск — единственный из крупных городов России, с которым нет постоянного круглогодичного наземного сообщения, и преодолевать реку приходится по переправам (железнодорожный вокзал и город разделены рекой). Мост свяжет Восточную Сибирь с портами Охотского моря. Объем инвестиций оценивается в 128 млрд руб. Длина моста составит 4,6 км.
Другие крупные инвестиции в Якутске коснутся строительства комплекса берегозащитных сооружений (30 млрд руб.), а также межвузовского кампуса (20 млрд руб.). Всего в инфраструктуру Якутска вложат более 449 млрд руб.
Важные проекты реализуются и в других дальневосточных опорниках. Например, в Магадане создадут производство по восстановлению тяжелой горной техники (46 млрд руб.), в Чите —промышленно-логистический кластер (32 млрд руб.). Благодаря реализации этих проектов и сопутствующих организационных мероприятий ожидается, что индекс качества городской среды в 22 городах должен вырасти на 30–50%. Это перекликается с целями стратегии пространственного развития, где поставлена задача улучшить качество среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30% к 2030 году и на 60% — к 2036-му.
ПРОЕКТЫ
Крупные инвестиции в Дальний Восток
Восточный полигон. РЖД активно взялись за развитие сети дорог на Дальнем Востоке, включая БАМ и Транссиб. В ходе первого этапа в 2019–2021 годах было вложено 187 млрд руб., инвестиции на втором этапе — в 2022–2025-м — в РЖД оценивают уже в 1,1 трлн руб., а на третьем (до 2032 года) — уже в 2 трлн руб. В 2013 году пропускная способность полигона была 92 млн тонн, к 2023-му почти удвоилась — до 173 млн тонн, а к 2032-му ее хотят довести до 255 млн тонн. Амурский ГПЗ. В 2021 году «Газпром» запустил возле города Свободный Амурский газоперерабатывающий завод мощностью 2,7 млн тонн полимеров в год. Инвестиции оценивались в €19 млрд, или 1,4 трлн руб. Расширение портов. В ближайшие шесть лет порты Владивосток, Восточный и Находка ждет модернизация, на которую пойдет 400 млрд руб. Космодром «Восточный». Значимую роль для космической отрасли сыграл и другой проект в Амурской области — строительство космодрома «Восточный» и сопутствующей инфраструктуры в городе Циолковский. Стоимость проекта «Роскосмос» оценивал в 300 млрд руб. «Звезда». В городе Большой Камень Приморского края в 2016 году запустили первую очередь судостроительного комплекса «Звезда», который строит танкеры для «Роснефти», суда снабжения и ледоколы. Стоимость проекта в 2019 году тогдашний вице-премьер Юрий Борисов оценил в 202 млрд руб. Остров Русский. К саммиту АТЭС в 2012 году на остров построили мост за 32 млрд руб., а также кампус Дальневосточного федерального университета и прочую инфраструктуру. Вторую очередь кампуса планируется построить за 56 млрд руб.
Как планируется развивать опорные города Дальнего Востока
Опорные противоречия
Полноценное развитие Дальнего Востока возможно тогда, когда там появится серьезная кооперация и будут удлиняться производственные цепочки, уверен Широв. Амурский ГПЗ и «Звезда» — это шаги в нужную сторону, хотя эти производства пока обслуживают экспортные программы. «Сейчас даже самые простые товары завозятся из Китая, Кореи и Японии, а это же уходящие доходы, которые бизнес вполне мог получать», — сетует Широв. Инвестиции в производство востребованной населением продукции высокой степени передела дали бы значительный потенциал развитию, но пока их объем крайне недостаточен.
Мастер-планы эти вопросы не закрывают, в них самое главное — это создание инфраструктуры. «Но хороший мастер-план должен включать экономическую модель, показывать, как будет развиваться экономика города, и быть с ней увязан», — говорит Землянский.
Исследование в Сахалинской области показало значимость для развития местной экономики такого фактора, как отраслевая и профессиональная свобода. «Свобода от излишних проверок, бюрократии при реализации своих идей — это то, что получилось репрезентативно. Если там будет особая экономическая зона, где меньше проверок, я поеду, говорили респонденты», — отметила Надежда Замятина.
Танкер-газовоз в Сахалинской области. Фото: Николай Михальченко/ТАСС
Впрочем, у концепции создания опорных городов есть и оппоненты. «Негласно под концепцией опорности подразумевается оптимизация в плохом смысле этого слова: кого спасаем, а кого — нет», — говорит Замятина. «Рано или поздно это все равно приведет к стягиванию населения в эти опорники, что лишь усилит миграционный отток и демографическое сжатие. Это в итоге может усилить неравенство, хотя изначальная цель ставится в ее сокращении», — уверен старший научный сотрудник отдела социально-экономической географии Института географии РАН Евгений Антонов. Аргументы очевидные, но в данном случае теория сталкивается с практикой. Одновременно перестроить жизнь всех населенных пунктов, построить там инфраструктуру, создать рабочие места и обеспечить транспортную доступность невозможно. Размазывание бюджетных средства по ним ровным слоем не даст никакого результата, и стагнация только продолжится. Единственным компромиссом является точечное развитие опорных городов с перспективой создания вокруг этих экономических центров собственных самообеспеченных агломераций.
ДЕТАЛИ
Опорные данные
По словам замминистра экономического развития Дмитрия Вахрукова, сейчас нет прямого ответа на вопрос, что же считать опорным населенным пунктом.
Самое важное не в экономических преимуществах этих точек опорного каркаса, а в том, что только крупные города являются двигателями научно-технического прогресса, подчеркивал советский географ-урбанист Георгий Лаппо. «В крупных городах наблюдается не просто концентрация деятельности, но концентрация развития и концентрация условий развития», — подчеркивал ученый.
Дискуссии в научной среде отразились и на различии в ведомственных подходах. На данный момент есть три основных перечня опорных населенных пунктов.
Первый — это опорные населенные пункты Арктики. В этот список Минвостокразвития включило 16 агломераций и 26 городов и поселков.
Второй список — 1,8 тыс. опорных населенных пунктов на сельских территориях, который составил Минсельхоз. Он готовит проект их развития, который начнет действовать с 2025 года.
Третий список составляется на основе стратегии пространственного развития — это узловые точки, которые требуют повышенного внимания. Он еще не составлен, но по замыслу Минэкономразвития в него должны попасть городские агломерации и административные центры регионов и стратегические населенные пункты.