ДомойЭкономикаБеспилотное освоение Сахалина

Беспилотное освоение Сахалина

Фото: Алексей Коновалов/ТАСС Объем отрасли беспилотной авиации составляет порядка 500 млрд руб., но в перспективе достигнет 1 трлн руб., сказал на профильном совещании президент РФ Владимир Путин и поручил интегрировать беспилотную авиацию в единое воздушное пространство страны, а также предусмотреть создание в регионах центров поддержки производства и испытаний беспилотников. Одним из таких центров может стать остров Сахалин. Аэродром Пушистый, в прошлом — военный объект на окраине Корсакова, собрал в июле большинство из российских разработок в области беспилотной авиации: от прототипов гибридных БПЛА до технологий искусственного интеллекта, позволяющих вести с воздуха поиск людей и объектов.

Полет по индексу

На Сахалине разработки и их создателей объединил научно-практический интенсив «Архипелаг» под эгидой Агентства стратегических инициатив (АСИ) и платформы Национальной технологической инициативы (НТИ) при поддержке региональных властей. Интенсив в аппарате вице-премьера Виталия Савельева, ответственного в том числе за отечественную авиацию, называют «ключевым в области развития беспилотных авиационных систем в России».

«Беспилотная авиация — наше будущее… Мы производим беспилотники, которые могут конкурировать на мировом рынке. Это реально работающий инструмент для народного хозяйства и эффективной экономики», — сказал Савельев по итогам поездки на Сахалин.

Поддержать отрасль намерены и в ВЭБ.РФ. По словам председателя госкорпорации Игоря Шувалова, ВЭБ.РФ намерен создать единую систему мер поддержки для разработчиков и производителей беспилотных летательных аппаратов. Это поможет объединить разрозненные меры поддержки и как итог сформировать новое промышленно-технологическое направление. Госкорпорация поддержит и создание на Сахалине международного технологического и научного кампуса «Сахалинтех». Кампус, открытие которого запланировано на 2026 год, будет выпускать ученых и инженеров по востребованным направлениям.

«Создание современных кампусов — одна из приоритетных задач для развития образования и науки в России. „Сахалинтех“ — яркий пример такого проекта, который позволит сделать на Дальнем Востоке мощный научно- образовательный центр международного уровня. ВЭБ.РФ как государственный институт развития оказывает проекту всестороннюю поддержку», — рассказал Игорь Шувалов по итогам своей двухдневной поездки на остров. В министерстве науки и высшего образования РФ ранее отмечали, что исследования в области беспилотных систем вошли в спектр задач будущего научно-образовательного комплекса.

У ВЭБ.РФ уже налажен контакт с современными компаниями в области БПЛА через входящий в группу фонд «Сколково». Так, один из резидентов фонда, компания «Флай дрон» презентовала на «Иннопроме» в Екатеринбурге в начале июля систему единого окна цифровых сервисов жизненного цикла беспилотных воздушных судов; другая компания, «Русдронопорт» демонстрировала базу для взлета—посадки дронов в автоматическом режиме. На выставке в рамках «Архипелага» было представлено больше 20 резидентов «Сколкова», рассказал на профильной сессии вице-президент, исполнительный директор кластера информационных технологий фонда Константин Паршин. У каждого из них есть шанс стать значимым в отрасли, но конструкторским бюро нужна поддержка на старте — именно ее обеспечивают публичные площадки. «Чем больше таких площадок будет, чем больше будет возможностей людям находить друг друга и получать квалифицированную помощь», — убежден он.

Читать также:
Операционный доход

Вице-премьер Виталий Савельев предложил использовать индексы вовлеченности регионов в использование беспилотных авиасистем для стимулирования работы субъектов с такими технологиями. Сахалину Савельев уже дал высокую оценку. В ВЭБе видят его потенциал как пилотной площадки для новых разработок. «Для ВЭБа, для всех организаций, включая „Сколково“ и Агентство технологического развития и других компонентов — это новая ответственность. Мы смотрим на то, чтобы не просто создавались летательные аппараты, а формировался спрос на услугу — это то, что нам позволит финансировать бизнес», — считает Игорь Шувалов.

Мост как мечта

Сахалин меняется не только технологически. По словам главы ВЭБ.РФ, который в последний раз был на острове три года назад, Южно-Сахалинск сегодня стал «совершенно другим городом». И институт развития продолжает в него вкладываться. Всего в портфеле ВЭБ.РФ 9 инвестиционных проектов по развитию региона общей стоимостью более 100 млрд руб., из них почти 30 млрд руб. вкладывает сам ВЭБ. Самые крупные из проектов — модернизация водоснабжения всего Южно-Сахалинска, в том числе строительство Южного водозабора, поставки пассажирских вагонов, строительство электростанции и новой школы, которая откроется к 1 сентября 2025 года.

Сейчас в корпорации не исключают, что примут участие и в новых проектах, а именно в строительстве минимум одного нового морского порта (возможно, нескольких портов), и прибрежной инфраструктуры. В теории возможно и участие ВЭБ.РФ в строительстве автомобильного моста на Сахалин. Президент Владимир Путин на встрече с дальневосточными специалистами месяц назад отмечал, что проект строительства моста на остров «не забыт и не выброшен», а Дальний Восток по-прежнему нуждается в развитой инфраструктуре.

«На Сахалине много интересных проектов , но этот, пожалуй, самый амбициозный. Я мечтаю о том, что мы с вами еще при жизни увидим эксплуатируемый мост на Сахалин, который кардинально изменит жизнь на острове», — сказал в Южно-Сахалинске Игорь Шувалов.

В планах у губернатора региона Валерия Лимаренко провести реконструкцию порта Корсаков, создав на его базе логистический хаб, «порт-убежище» с защитой от волн, способный принимать суда большого водоизмещения. Там же, на юге острова, должна расположиться и верфь. После реконструкции, по словам Лимаренко, порт объединит весь сахалинский флот, и там появится рыбная биржа — место для оптовой и розничной торговли морепродуктами.

По мнению генерального директора агентства стратегических инициатив (АСИ) Светланы Чупшевой, Сахалин сегодня выступает как экспериментальный полигон для отработки «смелых решений, которые завтра могут быть внедрены по всей стране». «Мы видим огромный потенциал Сахалина как точки роста для всей России», — уверена она. Сахалинская область в 2024 г. заняла четвертое место в индексе инвестиционной привлекательности АСИ, сохранив результат прошлого года и улучшив свою позицию по сравнению с 2022 г.

И АСИ, и ВЭБ.РФ оценили Сахалин как качественную площадку для генерации собственных планов развития. По итогам бизнес-миссии идеи, представленные на «Архипелаге» и презентованные местными властями, лягут в основу их планов развития на следующие 6 лет.

Похожие статьи

Новое на сайте