При самом рисковом развитии событий ставка не превысит 25%
Фото: Андрей Любимов/РБК/ТАСС Банк России опубликовал новый вариант Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов, в котором повысил прогнозные цели по инфляции и, соответственно, увеличил ожидания средней ключевой ставки во всех сценариях. В худшем варианте, который получил название «Рисковый (Глобальный кризис)», инфляция в 2025 г. составит 13–15%, а ключевая ставка в среднем будет в диапазоне 22–25% годовых.
Регулятор предлагает четыре сценария, и в каждом из них прогнозы по инфляции и средней ключевой ставке увеличены.
Базовый сценарий подразумевает, что мировая экономика продолжит развиваться в рамках текущих трендов и в отсутствие новых шоков. Центральные банки будут поддерживать жесткие денежно-кредитные условия продолжительное время. Введенные в отношении российской экономики ограничения сохранятся на всем прогнозном горизонте.
В этих условиях инфляция в России замедлится с ожидаемых в этом году 8,0–8,5% до 4,5–5,0% уже в 2025 г. и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%. Но для этого потребуется поддерживать жесткие денежно-кредитные условия продолжительное время. «Высокая ключевая ставка обеспечит необходимую реальную жесткость денежно-кредитных условий для снижения кредитной и увеличения сберегательной активности экономических агентов в условиях их повышенных и незаякоренных инфляционных ожиданий», — говорится в документе.
Средняя ключевая ставка составит в 2025 г. 17–20%. Сейчас она равняется 21% годовых, но аналитики уверены в ее повышении в конце декабря до 22–23%. По их прогнозам, регулятор начнет снижать этот показатель лишь в конце второго — начале третьего квартала следующего года. ВВП России при таких вводных вырастет в 2025 г. на 0,5–1,5 против 3,5–4,0% в текущем году.
Интересно, что в предыдущем варианте документа инфляция по этому сценарию должна была составить в 2025 г. 4,0–4,5%, а средняя ключевая ставка — 14–16%. Пересмотр показателей по всем сценариям развития связан с повышением ключевой ставки 25 октября, а также с обновлением среднесрочного прогноза Банка России, сделанного во многом с учетом параметров федерального бюджета на 2025 г.
Самый благоприятный сценарий «Дезинфляционный (Выше потенциал)» предполагает более существенное расширение инвестиций в основной капитал и более высокие темпы прироста совокупной факторной производительности. Это приведет к увеличению потенциального выпуска; за счет более высокого предложения товаров и услуг удастся удовлетворить высокий внутренний спрос. В этом случае инфляционное давление будет снижаться быстрее, чем в базовом сценарии, что позволит Банку России перейти к снижению ключевой ставки раньше, а ее средний показатель в 2025 г. будет находиться в диапазоне 15–18% годовых (12–14% в предыдущем варианте документа).
Регулятор не исключает, что в следующем году факторы роста спроса будут носить более устойчивый характер, а рынок труда останется «жестким». В результате высокий внутренний спрос и рост издержек предприятий на оплату труда усилят давление на инфляцию. Это заставит власти увеличить бюджетные расходы на программы льготного кредитования, что станет дополнительным фактором расширения внутреннего спроса и ускорения инфляции.
Тем самым реализуется вариант «Проинфляционный (Выше спрос)», что вынудит Банк России проводить еще более жесткую денежно-кредитную политику, удерживая среднюю ключевую ставку в 2025 г. на уровне 20–23% годовых (ранее ожидалось 16–18%).
В самом негативном сценарии «Рисковый (Глобальный кризис)», как и следует из его названия, рассматривается вариант наступления мирового финансового кризиса, сопоставимого по масштабу с потрясениями 2007–2008 гг. «Активная деглобализация в данном сценарии будет усиливать негативные эффекты финансового кризиса. Санкционное давление на российскую экономику вырастет. На фоне рецессии в крупнейших экономиках упадет мировой спрос. Цены на нефть будут существенно ниже в сравнении с базовым сценарием на всем горизонте», — моделирует Банк России.
Такие внешние условия приведут к тому, что сокращение выпуска российской экономики будет продолжаться два года. «Экономика перейдет к восстановительному росту в 2,0–3,0% только в 2027 году. Ее возвращение к сбалансированному росту произойдет за пределами прогнозного периода», — говорится в документе.
В результате инфляция в 2025 г. вырастет до 13–15% из-за существенного сокращения предложения. Чтобы предотвратить раскручивание инфляционной спирали, Банк России будет вынужден существенно ужесточить ДКП. Ключевая ставка в среднем в 2025 г. составит 22–25% годовых (против ожидавшихся ранее 20–22%).
Интересно отметить, что в новом варианте документа Банк России повысил оценку долгосрочной реальной нейтральной процентной ставки для российской экономики на 1,5 п.п., до 3,5–4,5% годовых. При цели по инфляции вблизи 4% и инфляционных ожиданиях, закрепленных вблизи цели, это соответствует номинальной нейтральной процентной ставке 7,5–8,5% годовых.
Нейтральная процентная ставка — это ставка рефинансирования (ключевая ставка), которая не оказывает ни сдерживающего, ни стимулирующего влияния на экономику.
К нейтральной процентной ставке российская экономика, по оценкам ЦБ, может вернуться лишь в 2027 г., да и то при условии реализации первых двух, самых позитивных сценариев. Это значит, что как минимум еще три года вклады в банки будут приносить реальную положительную доходность, то есть проценты по ним будут значительно опережать рассчитываемую Росстатом инфляцию.
«Повышение прогнозов по инфляции и по ключевой ставке в очередной раз подтверждает, что в текущем виде денежно-кредитная политика ЦБ не работает и не может работать эффективно. Инфляция ускоряется на фоне длительного повышения ключевой ставки и ужесточения риторики, — прокомментировал „Эксперту“ опубликованный документ начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский. — Наша большая проблема не в том, что доходы граждан стали расти (а они только недавно вышли всего лишь на уровень 2013 года), а в том, что на фоне нарастания проблем с импортом и ростом его стоимости внутреннее предложение оказывается недостаточным. Однако наращивать и модернизировать мощности при высокой стоимости кредитных ресурсов проблематично. В итоге бюджет направляет значительные средства именно на то, чтобы обеспечивать приемлемые условия по финансированию для производителей».
В качестве примера аналитик привел компанию РЖД, кредитный портфель которой составляет порядка 3 трлн руб.: «Каждый процентный пункт повышения ключевой ставки обходится монополии в десятки миллиардов рублей. Таким образом, формируется инфляционная спираль: высокие процентные ставки ведут к росту тарифов, а рост тарифов является обоснованием для дальнейшего повышения ставки».
На пресс-конференции 25 октября по итогам заседания Совета директоров ЦБ его глава Эльвира Набиуллина говорила: «Важным проинфляционным фактором является повышение тарифов ЖКХ и железнодорожных перевозок значительно бо́льшими темпами, чем 4%. Это еще один аргумент в пользу дополнительной жесткости денежно-кредитной политики».
Таким образом, если рассуждения Сергея Заверского верны, то Банку России придется пересматривать свои прогнозы неоднократно.
#Банк России #Ключевая ставка #Инфляция