Фото: Евгений Филиппов/Эксперт Проект бюджета на 2025 г. и плановый период 2026–2027 гг. является сбалансированным — при его составлении Минфин руководствовался необходимостью сохранения устойчивости финансовой системы страны, заявил вчера министр финансов России Антон Силуанов на слушаниях в Совете Федерации. Впервые представляя бюджет для дальнейших обсуждений, министр подчеркнул, что документ направлен на реализацию поставленных президентом трех главных целей — это социальная поддержка граждан, обеспечение обороны и безопасности, а также достижение технологической независимости страны.
Статьи расходов
Национальные цели развития определены президентом на срок в шесть лет, и на этот же срок подготовлен финансовый план. 2025–2027 гг. являются первым этапом реализации задач, которые были поставлены президентом в послании (к Федеральному собранию в феврале. — «Эксперт»), отметил Антон Силуанов. «Все приоритеты обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами», — подчеркнул министр.
В части социальных обязательств государства бюджет на 2025 г. и плановый период 2026–2027 гг. учитывает возобновление индексации пенсий для работающих пенсионеров, обратил он внимание. Эта категория граждан начнет получать надбавки к выплатам со следующего года, уточнил он. Кроме того, как для работающих, так и для неработающих пенсионеров с января повысят пенсии в соответствии с инфляцией.
Детский бюджет на ближайшие три года составит более 10 трлн руб., продолжил Антон Силуанов. Из них более 4 трлн руб. направят на выплату единого пособия для семей с детьми. В ближайшем будущем ее получат около 10 млн человек. В бюджет также заложена индексация материнского капитала. После повышения материнский капитал на первого ребенка составит 676 тыс. руб., а на второго — 894 тыс. руб. Еще более 1,7 трлн руб. будут направлены на реализацию программы улучшения жилищных условий для семей с детьми. В 2025 г. продолжит работу и семейная ипотека под 6%, подчеркнул Антон Силуанов.
На поддержку здравоохранения в ближайшую трехлетку будет направлено около 1 трлн руб. В частности, за счет этих средств планируется профинансировать проект «Продолжительная и активная жизнь». Около 240 млрд с 2025 по 2027 гг. будут направлены на модернизацию областных, районных и сельских больниц. Бюджет также предусматривает развитие инфраструктуры детского здравоохранения — перинатальных центров, детских больниц, роддомов.
В части образования бюджет учитывает реализацию нацпроекта «Молодежь и дети». В первую очередь это модернизация и строительство школ и дошкольных учреждений. К 2030 г. на модернизацию 150 школ по всей стране будет направлено более 90 млрд руб. Приоритет в финансировании будет отдан регионам с наибольшим количеством многодетных семей. На капремонт школ к базовому объему средств в размере 60 млрд руб. ежегодно будет добавляться еще по 15 млрд руб. в течение следующей трехлетки, добавил министр. На ремонт детсадов в бюджете заложено более 40 млрд руб., на строительство дошкольных учреждений — еще 22 млрд руб. К 2030 г. в России планируется построить 100 новых детсадов.
В стране также продолжится ремонт техникумов — на это будет направлено почти 50 млрд руб. Еще более 140 млрд руб. учтено на строительство кампусов в рамках программы поддержки высшего образования. К 2030 г. в России появится не менее 25 кампусов в регионах, а также будет отремонтировано более 800 общежитий и университетов.
В сфере культуры бюджет учитывает продолжение модернизации региональных и муниципальных музеев, театров, библиотек, детских школ искусств. На эти цели будет направлено более 70 млрд руб. в следующую трехлетку. На поддержку спорта из федерального бюджета планируется выделить 28 млрд руб. За счет этих средств в стране ежегодно будет создаваться по 350 спортивных центров.
В первоочередном порядке средства будут направляться на укрепление обороноспособности страны, как это было в 2022 и 2023 гг., подчеркнул министр. С учетом потребностей вооруженных сил деньги будут распределять на оснащение и закупку вооружения и военной техники, выплату денежного довольствия военнослужащим и поддержку их семей, а также модернизации ОПК.
«Следующий приоритет — технологическое лидерство. На эту цель деньги будут направляться в удвоенном объеме по сравнению с тем масштабом, который был в предыдущей трехлетке. В бюджете также учтена поддержка радиоэлектроники для создания собственных вычислительных комплексов и своей электронной компонентной базы. В 2025 г. на эти цели будет направлено 70 млрд руб., в 2026 г. — более 60 млрд руб., в 2027 г. — более 50 млрд руб. Кроме того, планируется продолжить докапитализацию Фонда развития промышленности — для этого заложено более 150 млрд руб.
Для реализации программ формирования современной городской среды и комплексного развития сельских территорий из бюджета в ближайшую трехлетку будет выделено 180 млрд руб. Также в документе впервые заложены средства на ликвидацию аварийного жилья в регионах в рамках механизма комплексного развития территорий. В 2025 г. на это будет выделено 5 млрд руб., в 2026–2027 гг. — более 11 млрд руб.
Бюджет учитывает дотации на поддержку регионов в оплате труда. Субъектам, которым не хватает собственных ресурсов, будет выделено 114 млрд руб. Еще по 10 млрд руб. заложено на реализацию индивидуальных программ развития регионов, в том числе в рамках нацпроектов. На выделение бюджетных кредитов заложено 250 млрд руб. в 2025 г. Также бюджет учитывает списание двух третей задолженностей регионов по бюджетным кредитам, которое начнется в 2025 г. В разрезе трехлетки это 650 млрд руб.
Влияние на экономику
Проект бюджета на ближайшую трехлетку показывает, что приоритизация расходов и ранее принятые налоговые решения в 2025 г. могут способствовать достижению нулевого структурного первичного дефицита, заявил в ходе слушаний в СФ зампред Банка России Алексей Заботкин. Но могут возникнуть риски из-за льготного кредитования, отметил он.
«Все программы льготного финансирования сводятся исключительно к субсидированию процентной ставки по банковским кредитам. Но это автоматически дискриминирует все прочие инструменты финансирования, которые компания может рассматривать для тех же самых проектов. Инструмент рынка капитала, облигации и тем более долевое финансирование. К чему это приводит? Во-первых, это искусственно подталкивает компании к тому, чтобы сильнее увеличивать свою долговую нагрузку. И во-вторых, это отдает предпочтение наиболее проинфляционному инструменту финансирования, которым является банковский кредит. Хотелось бы, чтобы тот же объем субсидий компании из приоритетных отраслей могли получить вне зависимости от того, через какие именно инструменты они привлекают финансирование», — сказал Алексей Заботкин.
По прогнозам Счетной палаты, социально-экономическое развитие страны в течение следующих трех лет будет умеренно оптимистичным, поделился на слушаниях председатель ведомства Борис Ковальчук. Ожидается, что экономика будет расти темпами 2,5% и 2,8% в год. Основными направлениями роста должен стать потребительский и инвестиционный спрос, который увеличится за три года на 14,5% и 8,6% соответственно, предполагает Счетная палата.
Ко второму чтению законопроекта о бюджете Минфин проанализирует поступившие предложения об изменении направлений расходования средств. «Ресурсы в бюджете есть, они еще не все распределены», — заявил министр финансов РФ Антон Силуанов.